Мы вместе строим Сахалин

9 августа – День строителя

В преддверии второго воскресенья августа, когда вся Россия отмечает День строителя, выражаем благодарность всем, кто работает в строительном комплексе Сахалинской области, за многолетний, не всегда благодарный, но крайне важный вклад каждого из вас в дело обеспечения безопасного и комфортного проживания сахалинцев и курильчан.
В то время, когда на трибунах федеральной власти все чаще говорится о несостоявшемся саморегулировании в области строительства в Российской Федерации в целом, строительное саморегулирование в Сахалинской области продолжает идти по тернистому пути становления и укрепления этого института гражданского общества.
Все чаще в адрес ассоциации «Сахалинстрой» – единственной саморегулируемой организации в сфере строительства Сахалинской области – обращаются строительные организации за оказанием помощи в защите их прав и законных интересов; заказчики,  потребители и жители области – за компетентными консультациями и помощью; а также надзорные и контрольные органы – за экспертной оценкой соответствия строительных работ. 
Все теснее и плодотворнее наращивается взаимодействие с федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления области в работе по совместному совершенствованию отраслевой политики региона.
По решению общего собрания членов НП СРО «Сахалинстрой» партнерство приобрело статус регионального отраслевого объединения работодателей. Это дало старт для масштабной работы по подготовке регионального отраслевого тарифного соглашения, разработка которого выходит на финальную стадию обсуждения.
В документе закладываются положения по разрешению одной из самых главных проблем островного строительного бизнеса –  вывода из начальной цены контракта отдельного учета и погашения затрат на оплату государственных гарантий и компенсаций строителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В сравнении с материком это условие на протяжении длительного времени ставило в неконкурентные условия местные строительные, проектные и изыскательские организации, где, как известно, до настоящего времени главным критерием является только ценовой фактор.
Времени на раскачку региональное объединение работодателей в сфере строительства не имеет.
Наибольшей угрозой для строительного комплекса сегодня по-прежнему остается недобросовестная конкуренция со стороны держателей свидетельств о допуске, не соответствующих требованиям законодательства, которые, как правило, просто покупают в межрегиональных коммерческих квази-СРО строителей из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а это не менее половины участников региональных закупок в строительстве. Мягко говоря, их даже нельзя назвать строительными организациями.
Но, что удивительно, среди держателей свидетельств неместных саморегулируемых организаций достаточно управлений капитального строительства муниципальных образований региона. Что делают УКСы районов Сахалинской области в СРО строителей, расположенных, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле и  других городах? Какую роль эти не сахалинские СРО строителей  играют в работе муниципалитетов, в части совершенствования отраслевой политики Сахалинской области? Что в неместных СРО делают и что получают УКСы Южно-Сахалинска, Корсакова, Невельска, Южно-Курильска, Углегорска и службы ряда государственных заказчиков Сахалинской области?
Не стоит забывать и о том, что президент Российской Федерации в своем указе
№ 824 от 23 июля 2003 года закрепил развитие системы саморегулируемых организаций одним из приоритетов проведения административной реформы.
Согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации № 12-ПП от 19.12.2005 года, возложение на СРО функции контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства и установленных СРО правил профессиональной деятельности членов является определенной модификацией контрольной деятельности государства. 
Какую роль УКСы перечисленных выше районов Сахалинской области играют в реализации положений административной реформы городов Москвы, Питера, Барнаула? Как они встраиваются в системы управления этих городов и субъектов федерации? Или они там просто спрятались от кого-то? Нелепица какая-то. Мы не раз задавали этот вопрос главам муниципальных образований – внятного ответа нет, а порой и сам вопрос вызывает удивление у самих глав муниципалитетов области. 
В 2014 году члены тогда еще НП СРО «Сахалинстрой» (с апреля 2015 года – ассоциации «Сахалинстрой») приняли решение поставить точку в борьбе с бракоделами и организациями-однодневками, не соответствующими действующим требованиям закона к получению свидетельств о допусках, и поддержали принципы регионализации саморегулирования в строительстве.
Сахалинская область должна застраиваться преимущественно строителями, которые  сознательно связывают свою жизнь с нашими островами.
Это не означает, что до сахалинских строек не должны быть допущены строительные организации из других регионов. Для общего результата важно, чтобы в регионе получили возможность работать лучшие предприятия, пусть даже приехавшие из других субъектов. Их опыт, уровень квалификации, реализация передовых технологий и умение работать с инновационными материалами пойдут только на пользу как результатам строительства, так и уровню конкуренции среди местных организаций.
Однако ни в коем случае в регион не должны быть допущены строительные фирмы-однодневки с распечатанным на принтере псевдо-свидетельством о допуске, которые «вчерную» нанимают сахалинских строителей.
Как можно объяснить то, что Сахалин регулярно осаждают десятки агентов сетевых компаний из Владивостока, Хабаровска других городов России. Они на Сахалине не имеют ни базы, ни рабочих. Часто они сначала до 50 проц. снижают цену на аукционе, а потом подпольно нанимают сахалинских рабочих под обещание когда-нибудь оплатить работы. 
Чаще всего под такой сетевой террор подпадают заведующие детскими садами, директора школ – те бюджетополучатели, которые могут планировать ремонтные работы на время каникул. На ту же замену окон в школах дается всего два месяца. А если не-опытный заказчик разрешает подрядчику демонтировать старые окна до квалифицированной приемки новых оконных конструкций, куда потом денется заказчик? Конечно, согласится на любые, пусть даже самые некачественные окна – лишь бы учебный год начать в срок.
Мы ждем и от областных властей, и от контролирующих органов содействия: мы все работаем на достижение одной большой задачи – создать людям комфортные условия для проживания в Сахалинской области, строить качественное и комфортное жилье, социальные и коммунальные объекты, благоустраивать дороги и внутриквартальные пространства.
Чтобы исправить такую чрезвычайную ситуацию, мы считаем важным инициирование правительством Сахалинской области и саморегулируемым сообществом строителей ус-ловий в федеральный закон
№ 44-ФЗ, по которым все региональные и муниципальные торги на строительство или капитальный ремонт объектов стоимостью до 60 млн. рублей должны разыгрываться среди строительных организаций конкретного субъекта федерации, а закупки проходить только на конкурсах с предквалификацией. Под эту планку подпадают как раз все те работы, на которых так любят кормиться недобросовестные околостроительные организации.
Нам созвучны устремления врио губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко по наведению порядка в регионе. Наша общая локальная цель – порядок в строительном комплексе островного края, для чего нам необходимо объединяться и тесно работать с  островными властями и муниципалитетами.
Площадка регионального отраслевого объединения работодателей ассоциации «Сахалинстрой» открыта для всех.  Мы приглашаем участников строительного комплекса Сахалинской области – строителей, изыскателей, проектировщиков, руководителей предприятий стройиндустрии – к объединению для совместной работы.
В. МОЗОЛЕВСКИЙ,
генеральный директор ассоциации «Сахалинстрой».
p. S.
По вопросу вступления в региональное отраслевое объединение работодателей строительного сектора экономики области обращаться: e-mail  
np@ssros.ru, телефон (4242) 311-045. Сайт www. ssros.ru.