«Замороженная» подвесная канатная дорога «Красная-север».

Можно сказать, это резюме расширенного заседания комитета по спорту, туризму и молодежной политике областной думы, на днях рассмотревшего вопрос о сроках ввода в эксплуатацию объектов СТК «Горный воздух». Суть коллегиального решения: рекомендовать правительству прекратить финансирование очередных объектов этого спортивно-туристического комплекса до введения в эксплуатацию ныне строящихся. А еще – согласовывать с областной думой дальнейшее финансирование новых объектов СТК.

Нельзя сказать, что резюме депутатов стало сенсационным. Когда возникла идея обустроить многокилометровые горнолыжные трассы и построить канатные дороги не только на горе Большевик, но и на соседних сопках – Красной и Острой, экологи и ботаники, как пять своих пальцев знающие эти места, где произрастают тысячи краснокнижных растений, в том числе и уникальный сахалинский эндемик – лилия Глена, заняли непримиримую позицию. Но бульдозеры, вышедшие на склоны гор, было уже не остановить. Как и вырубку леса под строительство спортивных объектов.
Сегодня, по информации замминистра спорта, туризма и молодежной политики Артема Подшивалова, создание инфраструктуры СТК «Горный воздух» идет по плану-графику. Он соответствует концепции территории опережающего развития, разработанной в 2016 году. Последний этап строительства объектов инфраструктуры намечен на 2025 год. Из 26 мероприятий 12 уже выполнены.
Вопрос: с каким качеством? Вот, к примеру, в нынешнем году планируется завершение работ на пассажирской подвесной канатной дороге «Красная-север». Но она стала притчей во языцех: Ростехнадзор отметил, что здесь «не осуществлялся строительный контроль, не было документов проекта и геофизических изысканий». СТК «Горный воздух» на этот счет получил предписания и, по словам его генерального директора Андрея Кораблева, устранил замечания и еще в феврале предложил специалистам Ростехнадзора провести повторную проверку. Однако сроки ее до сих пор не назначены, а время идет. Руководство СТК направило обращение в прокуратуру с целью установить: законны или незаконны такие действия Ростехнадзора, чтобы далее обратиться в суд.
Такие намерения некоторые участники расширенного заседания комитета посчитали бесперспективными. И вот почему. Есть такие понятия, как устранимые и неустранимые нарушения при строительстве. Ростехнадзором установлено: при заливке монолитного фундамента для опор канатной дороги был применен не тот бетон, который нужен по проекту. Больше всего опасений вызывают работы по укреплению несущих конструкций. Так каким образом можно устранить неустранимые нарушения? – вопрошали оппоненты. Впрочем, разбирательство по существу нарушенных процедур регионального и федерального законодательства – прерогатива специалистов.
Важнее то, что депутаты всерьез задались вопросом: верна ли стратегия развития СТК «Горный воздух»? Насколько целесообразна для региона модель масштабного строительства горнолыжного курорта международного уровня?
– Такой статус ко многому обязывает: к иным стандартам, иному качеству работ и особой ответственности в вопросах безопасности, – убеждена депутат Светлана Иванова. – Область вполне бы устроил горнолыжный курорт регионального значения.
– СТК «Горный воздух» – государственная бюджетная организация, – подчеркнул Андрей Кораблев. – Мы ответственно выполняем государственное задание. Очень тяжело сочетать в одном и том же месте в течение 4 – 5 месяцев горнолыжного сезона и строительство, и одновременную эксплуатацию комплекса. Но учреждение и его сотрудники справляются с задачей. Да, есть моменты неудобства для туристов. Но мы заканчиваем строительство в декабре, и у нас нет вариантов. В любом случае вся инфраструктура будет соответствовать проекту.
Мы ежегодно проводим всероссийские и международные соревнования мирового уровня и получаем самые добрые отзывы о подготовке трасс, – продолжал Кораблев. – Сегодня трассы для катания гостей отвечают нормам. В рамках инженерной защиты мы засеваем их травой, отводим воду, убираем камни, выкорчевываем пни, создаем систему оснежения склонов. К нынешнему сезону готовились, как и раньше. У нас работали все трассы, кроме «Динамо». Она не могла эксплуатироваться, поскольку вдоль нее резидент ТОР «Горный воздух» строит свой комплекс «Сахалин Шале».
Однако из материалов, представленных на рассмотрение участникам расширенного комитета «Экологической вахтой Сахалина», было видно: не все трассы задернованы, не на всех выровнены бугры. К тому же ратраки, утюжащие зимой горные склоны, выворачивают на снег камни. Из-за этого туристы портят дорогостоящий горнолыжный инвентарь.
По информации руководителя «Экологической вахты Сахалина» Дмитрия Лисицына, из 16 трасс протяженностью 16 км в нынешнем сезоне работало восемь. Из них для туристов были открыты только четыре. Остальные, в том числе и детская горка, не работали. Люди туда заезжали, но их никто не обслуживал.
Горнолыжные объекты на горе Большевик, по наблюдениям Лисицына, используются процентов на 50. При этом СТК продолжает поглощать огромный объем бюджетных средств, чтобы застраивать следующие сопки. Дмитрий Лисицын говорил и об опасности, которую создает городу неразумная застройка. В 2019-м площадь склонов, покрытых лесом, сократилась на несколько квадратных километров. Кроме вырубок там еще покуражилась стихия. Осадки, которые раньше задерживал лес, теперь с голых склонов скатываются вниз. А городское хозяйство не готово к спуску резко возросших объемов сточных вод. Они будут затапливать центр города, что частично уже происходит. Вода нарушает устойчивость зданий. Последствия могут быть серьезными, особенно при сильных тайфунах и землетрясении.
Абсурдом назвали депутаты и парковую дорогу, на строительство которой в областном бюджете запланировано почти 500 млн рублей (300 млн уже выделено). Это широкая магистраль в никуда. Она уперлась в границы особо охраняемой территории. Справа, если эту территорию обойти, окажется памятник природы «Лилия Глена» и крутой обрыв в реку. Выше – крутая сопка, на которой слишком дорого прокладывать мощный серпантин.
По нормативным и техническим причинам дальше строить дорогу невозможно. Тоннель будут под памятником природы пробивать или в планах ликвидация этого памятника? – задались вопросом участники заседания. Они констатировали: ситуация с «автобаном», по сути, это омертвение бюджетных средств. Как и в случае с горой Красной, где уже три сезона стоит и не используется двухкилометровая канатная дорога.
Что и говорить, горнолыжный курорт международного уровня был задуман с расчетом на большой поток туристов с тугим кошельком. Но многие ли из них при всем богатстве современного выбора захотят отдыхать на Сахалине? Ведь расходы приезжающих зависят еще от стоимости перелета, цены гостиничных номеров, различного рода туристских услуг и прочего.
– Сейчас на содержание СТК «Горный воздух» уходит 550 млн, – сообщил депутат Александр Болотников. – С введением инфраструктуры на горе Красной эксплуатационные расходы значительно вырастут и никогда не окупятся. Считаю, концептуально идея по обустройству горы Красной была ошибочной. Но ведь еще и на горе Острой будет строиться канатная дорога. На такие деньги налогоплательщиков мы могли бы построить бассейны в каждом районе, дома для детей войны… Это было бы целесообразнее. Депутат Виталий Гомилевский убежден: это вопрос для правительства области.
– Коль уже изрыто 25 километров сопок, то, как в любом большом деле, пора остановиться и оглянуться, перестать неэффективно растрачивать бюджетные средства и наносить ущерб природе. Если этого не сделать, запущенная машина будет двигаться дальше. А в этом году экономическая ситуация такова, что дает повод подвести под всем этим черту и обуздать гигантоманию.
Участники заседания предложили областной власти подумать о том, кто будет эксплуатировать объекты. Создать команду менеджмента и экспертную группу из общественности, депутатов, представителей федерации горнолыжного спорта. (Кто, как не профи, может дать рекомендации по подготовке трасс и приведению их к международным стандартам?).
Рефреном звучала фраза: «И не начинать ничего нового, не завершив старое».

Людмила Степанец.