Через восемь месяцев после прекращения полетов руководитель обанкротившейся авиакомпании «Трансаэро» Александр Бурдин заявил о намерении вернуться на рынок авиаперевозок и развивать дальневосточное направление.

«Сейчас нами рассматриваются варианты создания новой авиакомпании, костяк которой составят ключевые сотрудники Трансаэро»,— заявил он в интервью газете «Коммерсант». По словам Бурдина, практика банкротств авиакомпаний по всему миру показывает, что перезапуск компании, реструктуризация кредитов и их конвертация в акции — практически единственный шанс для кредиторов вернуть свои деньги. Он отметил, что скоро Трансаэро будет готова представить кредиторам планы по восстановлению деятельности и предложит схему реструктуризации долгов.

Аналитики рынка авиаперевозок утверждают, что наиболее привлекательные маршруты, о которых идет речь, — это дальняя магистраль в европейской части из Москвы на Дальний Восток. Сейчас эту нишу заняли авиакомпания «Аэрофлот» и его «дочка» – компания «Россия».

После ухода с рынка Трансаэро, также владевшей дальнемагистральным парком самолетов, Аэрофлот смог лишь компенсировать провозные емкости, но не частоту полетов. В дальнейшем ситуацию может несколько улучшить поступление в парк авиакомпании «Россия» дальнемагистральных судов, эксплуатировавшихся Трансаэро до ее ухода с рынка.

В 2015 году Аэрофлот ввел социальные «плоские тарифы», в том числе по самым дальним направлениям: из Москвы во Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский для «повышения мобильности населения» и «улучшения транспортной доступности регионов». До 31 декабря билеты Аэрофлота в экономкласс по основным направлениям на Дальний Восток продаются по цене около 20 тыс. рублей туда и обратно.

Аэрофлот считает Дальний Восток «социальной нагрузкой», так как из-за «плоских тарифов» даже при полной заполняемости самолетов теряет около 3 млн. рублей с парного рейса. В итоге рентабельность ему приходится увеличивать за счет коммерческих тарифов в бизнес-классе и «комфорте».

Авиакомпания официально признала, что убытки от участия в различных государственных социальных программах, в том числе в субсидировании тарифов на перевозки на Дальний Восток, не покрываются даже многомиллионными валютными платежами, перечисляемыми иностранными авиакомпаниями за пролет по транссибирским маршрутам. Руководство перевозчика оценило «задолженность» государства за подобные социальные услуги в 5 млн. долларов и подчеркнуло, что дочерняя авиакомпания «Россия» будет выполнять все полеты, в том числе на Дальний Восток, по коммерческим тарифам. Политики «плоского тарифа» у «России» не будет, в противном случае «она будет банкротом».

На состоявшемся на днях собрании акционеров руководитель Аэрофлота Виталий Савельев подчеркнул, что Аэрофлот уже не может компенсировать убытки, получаемые от введения минимальных «плоских тарифов» в экономическом классе, в основном в города Дальнего Востока, за счет транссибирских роялти. По итогам 2015 года роялти оказались меньше затрат компании на социальные программы.

– Если взять все роялти по этому году за 100 процентов, то государство будет должно Аэрофлоту 5 млн. долларов из тех необходимых социальных программ, которые мы реализуем,— сказал он. – За счет предлагаемых «плоских тарифов» Аэрофлот «вышибает» с рынка других перевозчиков. Плоский тариф — сильно действующий антибиотик, но его нужно принимать в меру, если мы не хотим подорвать ни рынок, ни авиакомпанию.

Для жителей островной области такая позиция авиакомпании-монополиста ничего хорошего не сулит.

Т. АЛЕКСАНДРОВА.