Прошел первый год реализации «Плана содействия развитию коренных малочисленных народов севера Сахалина». Соглашение о запуске этого документа в действие подписали 25 мая 2006 г. региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов севера Сахалина, компания «Сахалин Энерджи» и администрация области. И хотя рассчитан план на пять лет, уже сегодня можно подвести первые итоги его реализации, проанализировать положительные и проблемные стороны.
ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК…
– В 2005 году, когда на острове началось интенсивное строительство объектов инфраструктуры проекта «Сахалин-2», – вспоминает председатель регионального совета Алексей Лиманзо, – мы приступили к акциям протеста, чтобы защитить право коренных малочисленных народов на сохранение исконной среды обитания, на развитие традиционных отраслей хозяйствования, на социальное и духовное возрождение. Мы старались привлечь внимание местных, областных и федеральных органов власти, мировой общественности к экономическим и экологическим проблемам, возникшим с началом освоения нефтегазовых месторождений сахалинского шельфа в местах традиционного проживания северян.
Наши выступления получили широкий резонанс. Проблемами коренных народов острова озаботился Европейский банк реконструкции и развития, финансирующий проект «Сахалин-2». Он направил к нам своего представителя на консультации. Наконец, стороны сели за стол переговоров и решили создать рабочую группу по выработке общего документа, который бы отвечал интересам трех сторон – коренных народов, компании-оператора и региональных властей. Целый год наша группа работала над планом содействия, который и был принят 25 мая прошлого года. «Сахалин Энерджи» обязалась финансировать все программы, указанные в плане, в сумме 300 тыс. долларов США ежегодно, администрация области – инициировать и разрабатывать проекты законов, направленных на защиту наших прав.
План содействия, если называть его кратко, включил в себя три направления, каждое из которых имеет свои компоненты и свое финансирование: программу поддержки традиционной экономической деятельности, программу социального развития и фонд мини-грантов. Реализацией каждой из программ руководят комитеты, в  которые вошли представители коренных народов севера, администрации Сахалинской области, компании «Сахалин Энерджи»  и представитель коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской областной Думе. Фонд мини-грантов полностью управляется представителями коренных малочисленных народов Севера.
Рассказывает Зоя Роник, ассистент плана содействия, председатель комитета программы социального развития и секретарь фонда мини-грантов:
– Недавно мы небольшой группой из числа членов комитетов программ и регионального совета проехали по районам традиционного проживания северян. И с удовлетворением отметили, что многое из запланированного на первый год нашей пятилетки выполнено или будет выполнено в ближайшее время. Значит, план содействия  реалистичен,  необходим,  хорошо воспринят коренными народами Севера.
ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
– Программа социального развития, которой у нас уделяется особое внимание, – продолжает З. Роник, – содержит
22 проекта развития в областях  здравоохранения, образования, культуры и развития потенциала лидеров общественных организаций.
Возьмем лишь один пример по здравоохранению. В 2006 г. по плану содействия было записано: приобрести передвижной зубоврачебный кабинет для выездов и оказания помощи жителям сел Трамбаус и Виахту Александровск-Сахалинского района. Мы во время поездки уже видели этот кабинет, оборудование которого обошлось «Сахалин Энерджи» почти в 313 тыс. рублей. Зато теперь и до этих отдаленных сел дошли современная стоматологическая техника, новейшие методы лечения.
В ряду других направлений здравоохранения – зубопротезирование, лечение алкоголизма, оперативное лечение нарушений зрения, а также подготовка врачей и медсестер из числа коренных северян.
В компоненте «Образование» предусмотрены профессиональное обучение и переквалификация безработного коренного населения в соответствии с требованиями рынка труда. Сюда же входят оплата обучения и выплата стипендий студентам из малообеспеченных семей, поощрительных стипендий за успехи в учебе, поддержка целевого обучения представителей коренных народов, работающих в родовых хозяйствах или организациях.
Немалую помощь коренным народам предусмотрели разработчики плана содействия  в поддержке традиционной культуры, а также  в обучении и развитии лидеров организаций коренных народов.  Деятельности фонда мини-грантов уделено особое внимание. В него входят только представители коренных народов Сахалина, которые через конкурсную программу «Сбережем традиции» набираются опыта управления.
ВМЕСТО РЫБЫ – УДОЧКА
Часть средств, выделяемых нефтегазовой компанией по плану содействия, идет на поддержку традиционной экономической деятельности, бюджет которой составляет 140000 долларов США.
– Программа была разработана для решения проблем занятости представителей коренных народов и экономического развития, для этих целей очень важно развивать  традиционные виды природопользования. В 2006 году  предоставлены на рассмотрение комитета девять заявок, – говорит Юлия Завьялова, координатор программы компании «Сахалин Энерджи» по работе с коренными народами. – Комитет принял к финансированию шесть проектов.  Это кресть-янское родовое хозяйство «Ньмиф» из с. Некрасовки Охинского района, для которого предназначена термодымовая камера для холодного и горячего копчения рыбы. Это крестьянское родовое хозяйство «Уньгыш» из того же села, которое специализируется на переработке дикоросов и рыбы, – ему полагается от нефтегазовой компании весьма дорогостоящее оборудование для консервации даров тайги. Это Ногликская местная национально-культурная  автономия «Чамгун», занимающаяся пошивом одежды с элементами национальной вышивки, которая скоро получит швейные и вязальные машины и приступит к выпуску изделий на продажу.
Другая часть проектов пока не преследует коммерческих целей, а направлена на самообеспечение отдельных семейств за счет занятий традиционными промыслами – рыболовством, сбором таежных дикоросов. В Ногликах, например, есть замечательный клуб «Нивхинка», куда входят женщины-старожилы. Все теплое время года они проводят в стойбище на берегу залива Ныйво. Бабушки стараются запасти рыбы и ягод с грибами на свои семьи. Компания предоставит средства на покупку лодки, моторов для них, палаток, портативного электрогенератора, спасательных жилетов, тачек для перевозки рыбы. Следующий проект местной общественной организации родов Кет – Восточного Сахалина «Нивхское племя Кетнивгун» направлен на возрождение традиционного образа жизни в древнем стойбище «Улво» на заливе Чайво, членами комитета одобрено финансирование на приобретение снегохода «Буран» и электростанции-генератора.
Наконец, еще 14 проектам по программе фонда мини-грантов в минувшем году присуждены гранты на общую сумму
810000 рублей, направленные на сбережение и возрождение национальных традиций.
…Есть такая старинная притча. Двум соседям-беднякам предложили на выбор уже пойманную рыбу или удочку. Тот человек, который взял рыбу, очень скоро съел ее и стал голодать. Другой выбрал удочку, научился рыбачить и не только сам перестал нуждаться в пище, но еще и делился уловом с незадачливым соседом.
Такой же «удочкой», думается, и должно стать содействие развитию коренных народов севера нашего острова.
НАЙТИ ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ
Эта притча припомнилась мне после беседы с Алексеем Лиманзо. Подводя итоги начального этапа реализации плана содействия, он сказал:
– В целом первый год нашей пятилетки прошел удовлетворительно. Многие проекты социальной направленности и сбережения традиций выполняются или уже выполнены. Что же касается программы поддержки традиционной экономической деятельности, то с ее реализацией возникли некоторые сложности. Например, непросто было найти оборудование для переработки дикоросов – на это ушло немало времени. Пришлось провести, кроме того, дополнительную работу, чтобы наши проекты в большей степени соответствовали критериям развития, нацеленности на будущее, имели перспективу. Ведь не велика заслуга – получить деньги, проесть их и ждать новых грантов, субсидий и т. п. И мы в корне не согласны с теми, кто считает помощь нефтяников благотворительностью. Поэтому и просим не деньги, а оборудование для производства продукции. Иными словами, для нас план содействия – это дополнительный инструмент для развития. Чтобы, когда нефтегазовые месторождения «опустеют» и этот источник финансирования для нас иссякнет, мы уже развились бы до того, чтобы не зависеть от него, а иметь самодостаточную экономику.
Но есть некоторые проблемы, связанные со столь важным для коренных народов направлением, как среда их компактного обитания.
К чести «Сахалин Энерджи», она взяла на себя обязательства по снижению негативных моментов воздействия на окружающую среду и традиционное природопользование. Этому направлению в плане содействия уделено также очень большое внимание. Привлечены независимые эксперты, которые провели анализ и дали оценку проектной документации «Сахалина-2» на соответствие российскому законодательству и международным нормам и принципам.
По согласованию с компанией мы уже договорились о кандидатуре независимого эксперта в области морской биологии. Его задача – провести мониторинг работы объектов нефтедобывающей инфраструктуры, в частности платформы «Моликпак», чтобы выявить степень ее воздействия на обитателей моря.
Каковы результаты первого года действия плана? Очевидно, что совместными усилиями нам с администрацией области и компанией «Сахалин Энерджи» удалось сделать очень многое. Сейчас важно провести работу над ошибками, найти общий знаменатель в еще не решенных вопросах, который бы удовлетворил все стороны.
А вообще план содействия – это новое явление, которого ранее в России еще не было. Это новая по своему качеству программа. И при ее разработке, и в структуре управления, и в реализации участие представителей коренных народов сахалинского севера было самым активным и непосредственным. Они участвуют и в наблюдательном совете, и в комитетах по всем направлениям плана содействия. Стратегическое значение его в том, что коренные народы, пройдя пятилетний путь, смогут и должны(!) обрести навыки самостоятельного ведения дел независимо от властей, от политических изменений в государстве. Они уже начинают понимать, что с иждивенчеством, укоренившимся в их сознании за годы советской власти, далеко не уйдешь в своем развитии.
Конечно, нельзя обвинять ту власть так однобоко: на первых порах ее стремление спасти малочисленные народы Севера от вымирания, вывести из первобытно-общинного существования к новой жизни было позитивным. Но надо было это делать комплексно, с сохранением специфики жизненного уклада, менталитета, традиционных форм хозяйствования, постепенно приводя их в цивилизованный вид. В какой-то мере исправить эти исторические ошибки и позволяет наш план содействия. И не случайно в нем один из разделов специально посвящен задаче воспитания, развития потенциала лидеров, которых надо обучать знанию законов страны, умению грамотно защищать себя, свои народы, свои права, и не только в рамках российского законодательства, но и с точки зрения международных норм. Мы, например, сумели убедить руководство «Сахалин Энерджи», ее иностранных инвесторов, что в их подходе к проблемам коренных народов не должно быть двойных стандартов: на Аляске – одно, на Сахалине – другое. Такого же подхода мы требуем и от всех зарубежных компаний, участвующих в шельфовых проектах «Сахалин»: «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Бритиш Петролеум» и других.
Недавно в нашей стране были приняты три хороших закона, касающихся коренных народов Севера. Если их правильно применять, учитывая при этом опыт других стран, то дело пойдет. И мы будем бороться за то, чтобы материальная поддержка программ развития коренных малочисленных народов превратилась из жестов доброй воли, как это имеет место с нашим планом содействия, в норму закона, обязательную для исполнения всеми разработчиками российских природных ресурсов.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – РАЗВИТИЕ
– План содействия, – считает Екатерина Королева – одна из его инициаторов, представитель коренных малочисленных народов севера Сахалина в областной Думе, – это совместное детище большой группы разработчиков. Более года мы посвятили тому, чтобы этот «ребенок» появился на свет. Процесс создания был довольно трудным и долгим. Оно и понятно: ведь впервые в мире(!) создавался такой разносторонний документ, учитывающий интересы и компании-недропользователя, и – главное – жителей территорий, подверженных техногенному вмешательству нефтеразработки. Недаром наш план привлек пристальное внимание Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, коренных малочисленных народов российского Севера и зарубежья. Вероятно, они увидели в этом документе те его достоинства, которых не было ранее в подобных программах: широкое и равноправное участие коренных народов в процессах освоения территорий их проживания, пробуждение политической и деловой активности северян, прозрачность процесса во всех направлениях реализации плана. И
наконец, его перспективность, устремленность на долгие годы вперед.
Когда мы составляли план со столь длинным названием, ключевым словом в нем стало «развитие», а главной идеей – то, что наши северяне не должны уповать на одну лишь гуманитарную помощь, но позаботиться и о своем развитии. Однако сначала нужно было определиться: а что, собственно, надо развивать? Остановились на поддержке традиционной экономической деятельности и решили выделить на нее наибольшую часть средств ежегодного финансирования плана – 140 тыс. долларов США, или почти 47 проц. от общей суммы. Примечательно, что это приоритетное направление определили сами представители коренных народов. Ведь возрождение традиционных промыслов – это и трудозанятость северян, и достаток в их семьях, и сытые дети, и сохранение этноса в целом.
Правильность такого выбора показал уже первый год действия плана. В области идет настоящий всплеск активности по созданию родовых общин. В этом отношении план содействия оказался даже дальновидней областной целевой программы экономического и социального развития народов Севера на 2007 – 2011 гг. , в которой на поддержку традиционных промыслов выделяется всего 14 проц. от общей суммы финансирования. Думается, верно выбраны и другие направления плана.
Чего еще не хватает этому процессу? За год, прошедший с момента запуска плана содействия в работу, к сожалению, ушли несколько сотрудников «Сахалин Энерджи», причастных к созданию нашего пилотного проекта и вложивших в него душу. Это Л. Кораблинова, М. Бэйсон, Э. Уилсон, Г. Гулдин. У Грегори Гулдина, как внешнего эксперта, большой опыт и влияние в нефтяном мире, и это помогало продвинуть план, сделать его прозрачным, понятным для аборигенов, учитывающим их интересы. Новые люди – новые плюсы и минусы…
На мой взгляд, есть опасение, что постепенно начинается забюрокрачивание плана содействия. Раньше, скажем, процедура подачи заявки на регистрацию проекта или гранта была предельно простой. Но чем дальше, тем больше становится бумажный ком, появляются все новые и новые бланки, требующие заполнения. Значит, надо проводить больше консультаций, чтобы научить правильно заполнять эти печатные формы.
Но в принципе все это – нормальный процесс. Замечательно, что у северян появилось желание развиваться, думать о будущем, учиться. Они становятся другими: идет личностный рост, люди меняются к лучшему.
К плюсам плана содействия надо отнести и то, что у коренных народов с нефтегазовой компанией установился единый язык взаимопонимания, что к реализации плана привлечены сами их представители. Правда, иногда наши оценки яркости, важности задач и целей того или иного проекта могут не совпадать с оценками «Сахалин Энерджи», но эти разночтения в конечном счете стараемся сгладить.
Считаю, что активизация коренных народов Сахалина побудила нашу областную Думу к усилению законотворческой деятельности в отношении северян. Так, в июне 2006 г. она приняла закон «О правовых гарантиях защиты исконной сферы обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Сахалинской области», статья 8-я которого предусматривает обязательное заключение соглашений между организациями, которые ведут освоение исконной  среды обитания, и коренными народами. Главный же принцип этих отношений изложен в ст. 4-й. Он предусматривает – цитирую – «достижение осознанного и добровольного согласия коренных народов на использование территории их традиционного расселения и хозяйственной деятельности».
Сейчас мы с депутатами А. Кислициным и А. Болотниковым готовим к первому чтению проект закона «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сахалинской области». Кроме того, запустили в областную Думу проект закона «О территориях традиционного природопользования». Он для северян жизненно важен, ибо определяет порядок образования территорий традиционного природопользования регионального и местного значения. Теперь ждем, что нам скажет главное правовое управление.
В целом же я верю, что у нашего плана содействия есть будущее и что он при определенной корректировке, исходя из меняющихся условий, послужит местным коренным народам еще много лет.
Записал
А. ЛАШКАЕВ.