Воскресенье, 28 апреля, 2024

Школа будущего не может быть вчерашней

Образование – это та сфера, которая затрагивает интересы практически всех слоев населения. От того, как оно развивается, во многом зависит судьба поколений, а в конечном счете – судьба государства, как бы пафосно это ни звучало. При всем при том в этой отрасли знаний с годами накопилось столько проблем, что педагогическое сообщество стало настаивать на кардинальных изменениях и большем внимании государства к вопросам обучения. Своеобразным ответом на эти требования стал предложенный правительством приоритетный национальный проект «Образование». Правда, он сразу же попал под огонь критики. За что? За редкую точечную помощь отдельным учителям и школам, право на которую еще надо заслужить. Это сердило и обижало педагогов. Многие из них оказались в роли Лисы из крыловской басни, чье око видит виноград, а «зуб неймет». И вот прошло два года. Совсем не лишне узнать, что же дала реализация нацпроекта Сахалинской области? Наш корреспондент беседует с начальником областного департамента образования Е. САФОНОВЫМ.
– Евгений Александрович, что меняется в вашем ведомстве в связи с реализацией нацпроекта?
– Могу с уверенностью сказать, что началась реальная работа по решению триединой задачи: обеспечению доступности образования, повышению его качества и эффективности использования материальных, кадровых и финансовых ресурсов. В рамках нацпроекта на условиях софинансирования в 2006 году школы области получили 44 укомплектованных учебных кабинета физики, химии, географии, биологии. До конца нынешнего года их поступит еще 55. В течение двух последних лет в районы направлено 15 школьных автобусов. Сегодня ежемесячное вознаграждение за классное руководство получают 2780 учителей. Но, пожалуй, главная новация – это компьютеризация и подключение всех школ области к интернету, что значительно расширяет образовательные возможности детей и педагогов.
И вот что интересно: через постановку триединой задачи каждое общеобразовательное учреждение создает и осуществляет программу своего развития и начинает двигаться вперед. А нацпроект «Образование» как раз и позволяет целенаправленно поддерживать лидеров.
– Вы имеете в виду их участие в конкурсах на правительственные гранты?
– Да. Надо сказать, что вопреки нашим опасениям растет число учителей и педагогических коллективов, желающих испытать себя в конкурсах «Школа года», «Учитель года». И хотя квоты на призовые места определены министерством образования и науки, в число 10 лучших школ, претендующих на получение 1 млн. рублей за инновационную деятельность, в прошлом году пытались попасть 27 общеобразовательных учреждений, а в 2007-м – 34. Больше стало и соискателей звания «Учитель года». Победа в таком конкурсе оценивается в 100 тыс. рублей. За нее в прошлом году боролся 91 учитель, а в нынешнем – 104 педагога (на 34 места).
Примечательно, что в 2007 году за счет средств областного бюджета впервые была предусмотрена выплата 869 тыс. рублей в качестве поощрения лучших педагогов, работающих по современным технологиям в инновационном режиме. 23 учителя, лучшим образом проявившие себя в профессиональном состязании, отмечены администрацией области региональной премией более 37 тыс. рублей.
– Часто говорят, что для эффективной работы системы образования нужны три простые вещи: первое – деньги, второе – деньги, третье – тоже деньги…
– И это утверждение справедливо. Приведенные мной примеры говорят о том, что деньги в системе образования появились. В этом году в областном бюджете предусмотрено 229,66 млн. рублей на капитальный ремонт образовательных учреждений, из них 198,3 млн. – на ремонт муниципальных школ. Более того, впервые на основании заявок муниципальных образований администрацией Сахалинской области принят перспективный трехлетний план проведения таких работ во всех районах региона. На эти цели из областного бюджета будет выделено в 2008 – 2010 годах 1208734 тыс. рублей.
Но наличие денег не снимает всех проблем, поскольку ими надо уметь грамотно и эффективно распорядиться. К примеру, в нынешнем году в Холмском и Александровск-Сахалинском районах не смогли своевременно освоить денежные средства, выделенные на подготовку общеобразовательных школ к новому учебному году. Приток финансовых средств в наш регион в рамках нацпроекта «Образование» возрастает. В 2006 году это было 66 млн. рублей, в нынешнем – более 70 млн.
– Евгений Александрович, обозначились ли какие-то новые тенденции в связи  с реализацией нацпроекта?
– Несомненно. На мой взгляд, школа перестала быть закрытой системой, которая сама себе устанавливает правила и сама себя оценивает: идет процесс активного привлечения извне экспертов – родителей, учащихся, профсоюзов, общественных организаций. А это значит, что образовательные учреждения должны быть готовы отчитываться перед своими заказчиками. И это правильно.
Быть может, такое вмешательство общественников в жизнь школы и не очень-то нравится директорам, но оно подталкивает их к действиям, к необходимым решениям. Когда работники областного департамента образования (и я в том числе) посещают районы, то видят: школы-лидеры таковыми себя и чувствуют, а другие начинают за ними тянуться. А как же иначе? Ведь дети и родители интересуются: почему, к примеру, в той школе есть компьютеры, интерактивная доска, современные средства обучения, а в родном учреждении все по-старому? Такие вопросы – информация к размышлению и директору школы, и управленцам от образования.
Что касается последних, то нацпроект, реализация которого контролируется всеми уровнями власти, вплоть до президента страны, заставил их иначе взглянуть на проблемы школ, больше им помогать, работать на условиях софинансирования. Сегодня при правильной организации работы общеобразовательные учреждения могут получать финансовые средства из трех источников: федерального, регионального и муниципального. Прежде всего они идут на укрепление материально-технической базы, приобретение оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения. В итоге все это положительно влияет на качество образования. Ведь ребенок иначе чувствует себя в такой школе, у него появляется интерес к занятиям, участию в предметных олимпиадах, проектной деятельности.
– У родителей много тревог по поводу возросшей школьной нагрузки. Большую часть времени (от 4 до 10 часов) дети проводят в стенах образовательных учреждений. Что предпринимается педагогами области для сохранения здоровья учащихся?
– В большинстве школ есть массовые оздоровительные программы, проводятся физкультминутки, действуют спортивные кружки и секции. Однако оснащение медицинских кабинетов школ требует существенных вложений. Недостает и медицинского персонала. Во многих случаях в районах идет межведомственная неразбериха, нет ясности, к какой системе относятся школьные медики – образования или здравоохранения? Есть проблемы с лицензированием медицинских кабинетов. Требуются совместные усилия педагогов и медиков и в вопросах применения оздоровительных технологий, профилактики заболеваний, в организации питания. Кстати, в нынешнем учебном году администрация области и областная Дума намерены профинансировать организацию питания учащихся основной школы из малоимущих семей.
– Евгений Александрович, если не ошибаюсь, национальным проектом «Образование» предусмотрена также государственная поддержка талантливой молодежи. Что сделано в этом направлении?
– Областным бюджетом дополнительно предусмотрено 3868 тыс. рублей на поддержку талантливой молодежи. 10 студентам высшего, 10 студентам среднего и 8 учащимся начального профессионального образования, а также 20 старшеклассникам по закону Сахалинской области назначаются именные стипендии. Выпускники школ, награжденные золотыми медалями «За особые успехи в учении», получают премии губернатора (в этом году таких было 61), а 10 юношей и девушек – премию президента России.
– И все же в школах области сегодня существует 130 вакансий учителей информатики, технологии, иностранного языка. Единицы молодых специалистов педагогических специальностей выбирают школу местом своей постоянной работы. Означает ли это, что кадровая проблема в педагогике становится все острее? Какие контрмеры могут повлиять на эту негативную тенденцию?
– Надо признать, что, несмотря на постоянный рост бюджетных расходов на сферу образования, зарплата педагогических работников по-прежнему составляет лишь 50 – 60 проц. от средней зарплаты в экономике региона. Крайне низкий уровень ставок и сложившаяся в результате применения единой тарифной ставки «уравниловка» стали главным пороком существующей системы оплаты труда. Очевидно, что назрела необходимость ее реформирования. Проблему «кадрового голода» и «старения» педагогических кадров может во многом решить переход на отраслевую систему оплаты труда. В этом направлении мы сейчас и работаем.
– Сегодня большой отряд педагогов отмечает свой профессиональный праздник. Что бы вы пожелали своим коллегам?
– Вспоминаются слова: «Образование – это то, что остается, когда выученное забыто». Отлично и правильно сказано. Хочется, чтобы ученики были признательны учителям именно за образование. И поэтому желаю коллегам во всем соответствовать своей высокой профессии.
Л. СТЕПАНЕЦ.
наша справка
Система образования Сахалинской области включает в себя:
l141 учреждение дошкольного образования, где воспитывается около 19 тыс. малышей;
l173 дневные школы с контингентом в 52900 человек;
l13 вечерних школ, где среднее образование получают 2700 юношей и девушек.
В регионе 102 городские, 84 сельские и 44 малокомплектные школы, одно негосударственное учреждение («Благодать», г. Холмск), две школы-интерната, в которых  в основном проживают дети коренных малочисленных народов Севера.
Для детей с особыми образовательными потребностями создано 5 специальных (коррекционных) учреждений.
Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в 7 детских домах и обучаются в трех областных коррекционных школах-интернатах.
Самая северная школа находится в с. Москальво Охинского района, самая южная – в с. Дубовое Южно-Курильского района; самая маленькая (5 человек) – в с. Зональное Тымовского района, самая большая (1284 учащихся) – в Южно-Сахалинске, это сош № 8.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ