Пятница, 26 апреля, 2024

Сколько граней у таланта! К юбилею члена Союза художников России Натальи Кирюхиной

Мастерская Натальи Кирюхиной для меня – это всегда место встречи и с известной сахалинской художницей, и с незаурядной личностью. Здесь в определенном порядке лежат, стоят огромные папки с рисунками. На столах в кажущемся беспорядке соседствуют керамические вазочки, горшки, расписные дощечки, сувенирные фигурки из дерева. Стеллажи с книгами и холстами дополняют интерьер. В этом живописном пространстве есть чайный столик для друзей, за которым рождаются головокружительные идеи, темы, новые композиции.
Я люблю приходить сюда, чтобы полистать графические листы, окунуться в живописные солнечные натюрморты и удивиться безграничным творческим возможностям автора. Сегодня, когда Наталья, уже Сергеевна, отмечает юбилей, приятно сознавать, что в какой-то мере я определила ее жизненный путь.
В детскую художественную школу Южно-Сахалинска, где в то время работала я и супруги Степановы, она пришла пятнадцатилетней любознательной девочкой и с интересом стала познавать основы изобразительной грамоты. За два года легко освоила программу четырехлетнего обучения и, став студенткой художественно-графического факультета Хабаровского пединститута, с радостью погрузилась в мир цвета и линий. Молодые талантливые педагоги сориентировали Наталью на поиск своего пути в графике, токарной игрушке, керамике и живописи.
Местом работы она выбрала общеобразовательную школу с. Бабстово Хабаровского края, где два года вовлекала в творчество сельских ребятишек. Оценкой ее труда стал серебряный знак ЦК ВЛКСМ «Лучшему учителю-комсомольцу». Позже молодому специалисту поручили организовать в селе Ленинском историко-партийный музей. Она собирала архивный материал, встречалась с ветеранами войны, оформляла экспозиции. Это было увлекательно, но душа и сердце звали Наталью в город детства.
На Сахалине Кирюхина стала преподавать в детской художественной школе. Она знакомится с ведущими художниками островного края, активно участвует в выставках. В 1983-м состоялась ее первая персональная выставка графических работ. Экспонировалось более 80 листов в разных техниках: карандаш, тушь, линография, офорт.
В 1986 году интерес к этому виду искусства подпитала поездка на подмосковную творческую дачу «Челюскинская», где более семи десятилетий совершенствуют мастерство художники разных поколений. Два месяца работы в разных мастерских, незабываемое общение с коллегами из других регионов дали всплеск графического мастерства Н. Кирюхиной в офорте, акватинте, мягком лаке и сухой игле.
В тот же год рождается ее замечательная серия «Природа Сахалина». Впервые она демонстрировалась на 22-й областной выставке и достойно представляла регион на VIII зональной выставке «Советский Дальний Восток» в Якутске. Три листа из этой серии приобрел только что открывшийся областной художественный музей. С того времени музей постоянно пополняет коллекцию живописных и графических работ сахалинских художников произведениями Натальи Кирюхиной.
«Челюскинская» вошла в жизнь художницы летом 1988 и 1990 годов освоением новых графических материалов и техник. Литографии Натальи становятся более лаконичными, стилизованными и обобщенными, что работает на образы романтичности и некоторой суровости островного края.
В 1989-м Наталью принимают в Союз художников. Как полноправный член этой творческой организации она получает мастерскую и продолжает активно работать, путешествуя по островам и старым русским городам.
Окрыленная новым статусом, Кирюхина совершенствует свой живописный язык в Доме творчества им. И. Репина в Тверской области. Эта старейшая в России дача творчества живописцев появилась в 1884 году как место летней практики студентов Императорской академии художеств.
Работа на даче открыла новые живописные качества Натальи Кирюхиной, особенно в пейзажах и натюрмортах. Натурные зарисовки и этюды художницы оформлялись в тематические серии, определяли выбор техники, жанра и эмоциональную наполненность будущих листов и холстов.
В начале 1990-х Наталья, играя линиями и тоном, рисует тушью букеты. Каждый лист из серии «Цветение лета» с реалистической достоверностью передает хрупкий и богатый мир природы. Помню тот дождливый день, когда в мастерской я впервые увидела работы из этой серии. Меня удивила и поразила сила графического мастерства Кирюхиной. В каждом листе осязаемо звучала жизнь с запахом летних цветов, воссозданная вдохновением автора.
Творческой мастерской для Натальи стал и Дом творчества имени Д. Кардовского в Переяславле-Залесском. Ее живопись всегда разная, но узнаваемая. Работы 1980-х насыщены цветом и настроением («Утренний натюрморт», «Сирень», «Маки»). В следующем периоде появляется больше декоративности, условности. В интересном композиционном построении гармонично сосуществуют натюрморт и пейзаж, что говорит о безусловном художественном вкусе и смелом эксперименте автора.
Как вспоминает Кирюхина, однажды Гиви Манткава посоветовал ей остановиться на чем-то одном, например, на графике. Но только в этом виде искусства ей было тесно. Еще в студенчестве она с интересом посещала факультативы точеной игрушки, гончарного дела, росписи и резьбы по дереву. В художественной школе с. Бабстово обучала этим ремеслам детей. И сама с огромной любовью и добрым юмором к своим персонажам создавала деревянные расписные скульптурные композиции. Они могли бы украсить любую детскую площадку, сквер или уголок парка, но, к сожалению, в городской среде не нашли своего применения.
Время от времени художница обращается к керамике, работает на гончарном круге, обжигает горшочки, вазочки, игрушки, светильники. Она – автор и вдохновитель ежегодного международного обжига керамики на морском побережье Невельска. Более десяти лет эта акция проводится в содружестве с музеями области и художниками-керамистами Хабаровска, Владивостока, Корсакова, Анивы, Холмска, а также мастерами с островов Хоккайдо и Кюсю.
Событием в жизни Кирюхиной стало создание музея Медведя. По ее замыслу, он – олицетворение и наших островов, и русской культуры. Наталья коллекционирует предметы русского быта. С годами сформировалось обширное собрание туесов, кринок, вязаных ковриков, жостовских подносов, глиняных игрушек, русского фарфора, фигурок медведей из полудрагоценных камней, расписных дощечек и всевозможной утвари.
И Кирюхина осуществила мечту исключительно на свои средства. Музейные коллекции демонстрировались в выставочном зале регионального отделения Союза художников, в областном художественном музее. Затем «медвежий заповедник» начал самостоятельную жизнь в арендованном деревянном домике у озера в городском парке. Сейчас он обосновался в торгово-развлекательном центре «Сити Молл».
Всегда привлекали внимание художницы национальная культура и традиции коренных малочисленных народов Сахалина. В 2018-м появилась ее аскетичная по цвету живописная серия «Аборигены Сахалина». Она – о первом снеге и охоте, дружбе и преданности земле Севера. Эти работы экспонировались на XII выставке «Дальний Восток» в Петропавловске-Камчатском и были отобраны на всероссийскую выставку в Москву.
Более сорока лет жизни в искусстве позволили Наталье Кирюхиной накопить огромный творческий потенциал. Он проявляется во всех видах и жанрах изобразительного искусства, но ярче всего звучит в графике. Талантливый автор-юбиляр непременно порадует нас новыми открытиями в искусстве.

Раиса Горохова, искусствовед.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ