Учитель южно-сахалинской гимназии № 3 Лев Баранчук-Червонный. Фото Георгия Румянцева.

Лев Баранчук-Червонный – один из них. Неординарный педагог, знаток химии и биологии. Этим дисциплинам он обучает учащихся южно-сахалинской гимназии № 3. И, как ни странно, в свои 34 года больше всего опасается синдрома профессионального выгорания.
А что? Если в течение шести лет (таков его стаж работы) вести уроки даже по любимым предметам, но по определенным педагогическим калькам, то вполне может наступить эмоциональное истощение. Вот почему Лев Николаевич (так к нему обращаются гимназисты) стремится упредить такую ситуацию, не позволяя усталости и депрессии взять над собою верх.
Каждый раз учитель готовится к тому, чтобы нескучно, а то и в игровой форме провести урок. Ведь ему, как председателю южно-сахалинского молодежного интеллектуального клуба «Логос», новых идей не занимать. Эрудит, он знает ответы на сотни интересных вопросов для знатоков и умеет заинтересовывать ребят своими дисциплинами.
Биология и химия – предметы сложные. Чтобы они стали понятнее ученикам, Лев Николаевич проводит эксперименты, ставит опыты, рифмует то, что дети с трудом запоминают. К примеру, молекулярные формулы гимназисты не только записывают в тетрадях, но и… изображают. Примерив на себя роль какого-либо атома или химического элемента, ребята определенным образом выстраиваются у доски.
В прошлом году о Баранчуке-Червонном всей стране рассказала «Российская газета». А информационным поводом к публикации стало решение молодого педагога сдать ЕГЭ по биологии и химии. Тестирование он прошел на крепкие пятерки, получив соответственно 96 и 98 баллов из 100. Такой поступок, несомненно, прибавил учителю уважения в глазах учеников.
Но, пожалуй, не столько проверка собственных знаний была главной целью эксперимента. Предметнику было важно ощутить, каково ученикам проходить испытание да еще под приглядом видеокамер. Пришло понимание, как лучше подготовить выпускников к итоговой аттестации, на каких моментах сосредоточиться, что важно не упустить.
Кстати, при всей своей загруженности Лев Николаевич находит время позаниматься с ребятами шахматами и дополнительным образованием. В кванториуме гимназии № 3 он наставник биоквантума. Знакомит учащихся школ города с блоком теоретических знаний о генетике и генетических исследованиях.
В прошлом году Баранчук-Червонный прошел курсы повышения квалификации в образовательном центре «Сириус» г. Сочи, созданном фондом «Талант и успех». Так что все новое, интересное, прогрессивное идет в копилку его педагогического опыта.
Всегда интересно понять, как человек приходит в профессию. У некоторых сложный путь к поиску главного дела жизни. А у Льва Николаевича все было предопределено с раннего детства. Мама Лариса Львовна Баранчук – педагог дополнительного образования. Много лет работая в южно-сахалинском Дворце детского и юношеского творчества, занималась экологическим воспитанием младших школьников и подростков. Их она водила в многодневные экспедиции к памятникам природы на мыс Великан и озеро Тунайча. Знакомила с флорой и фауной юга острова, учила любить и беречь природу, быть самостоятельными, дружить и помогать друг другу. Были и конные походы, в которых ребята учились передвигаться верхом, ухаживать за лошадьми.
В экспедициях участвовал и сын Ларисы Львовны и, как губка, впитывал новые знания, приобретал навыки юного исследователя. И они пригодились.
Еще в пору студенчества Лев Баранчук-Червонный стал одним из составителей «Атласа сосудистых растений окрестностей Южно-Сахалинска». Этот определитель выдержал второе издание. В нем описано 240 видов сосудистых растений, приведено 777 фотографий. Этот атлас – хорошее подспорье для студентов вузов, будущих экологов и биологов, для учителей естественнонаучных дисциплин и всех, кто интересуется островной флорой.
Лев Николаевич участвует в работе областных образовательных научно-практических конференций. Один из его интересных докладов на тему «Значение химического образования в России» был посвящен 150-летию таблицы Менделеева. В прошлом году под патронатом руководителя московского института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского в Южно-Сахалинске проходил первый форум «Образование – энергия будущего». В его рамках учителя-новаторы гимназии № 3 проводили различные мастер-классы.
Как журналист я пришла к Льву Баранчуку-Червонному, чтобы со стороны посмотреть, как он будет применять свои инновационные технологии. Но в итоге оказалась в составе одной из четырех команд из учеников и педагогов, вовлеченных в «Свою игру» по химии.
Пройдя отборочный тур из нескольких непростых вопросов, я очутилась за столом с большой красной звуковой кнопкой. Задача состояла в том, чтобы быстрее соперников и правильно ответить на вопросы, заданные Львом Николаевичем. А они были на разные темы – по газам, щелочным металлам, окислам, спиртам, галогенам, таблице Менделеева, мифологии и оценивались от 10 до 50 баллов. За правильный ответ прибавлялись очки, за неправильный – вычитались.
Иные вопросы, как мне показалось, были по программе первых курсов вуза химического профиля. Они ставили в тупик, а другие неожиданным образом пробуждали в памяти знания, о существовании которых я уже и не подозревала. Вобщем, Лев Николаевич устроил нам и мозговой штурм, и эмоциональные «качели». Причем все это на скорость, с минутой на раздумье.
Я удивилась сама себе, когда из четвертьфинала «Своей игры» вышла в полуфинал, а затем и в финал. По его итогам у меня был третий результат. Всем победителям Лев Николаевич вручил по «Сникерсу». До сих пор помню тот сладкий вкус победы!

Людмила Степанец.