Четверг, 2 мая, 2024

«Совесть – это главный лекарь»

«Никогда ни перед кем не пресмыкался и перед тобой не буду!» – кричит Шарапов в малине Горбатому. В этой фразе весь Владимир Конкин, исполнитель знаменитой роли, классический русский актер. Сегодня Конкин снимается мало, зато его герои по-прежнему способны пробуждать в душах зрителей лучшие чувства.
– Владимир Алексеевич, роль Павки Корчагина в фильме «Как закалялась сталь» принесла вам больше тридцати лет назад бешеную популярность. Кто для вас Павка Корчагин сегодня?
– Один из миллионов околпаченных мальчишек и девчонок, жертва Молоха революции. Он был романтиком, мечтал освобождать угнетенные народы, бороться с несправедливостями… В 14 –15 лет желание изменить мир к лучшему так естественно! И вот тут-то появляются жухраи, которые на пальцах объясняют, кого надо уничтожать «во имя светлого будущего». После чего корчагины берут в руки винтовки. Шашки наголо и в атаку! И потом, фильм «Как закалялась сталь» был снят не случайно. Надо было строить БАМ. А для этого – поднять тысячи молодых людей, сорвать их с родных мест и с Корчагиным вперед! Это я понял не сразу – только на XVII съезде комсомола. Я читал речь, в проходах стояли мальчики и девочки – первый десант на БАМ. Представляете, где-то там уже «Битлз» распались! А у нас молодежь снова звали в палатки, к кирке и лопате как к основным орудиям созидания! Думаете, сейчас что-то изменилось? Ни-че-го. Советский Союз почил в бозе. А молодых людей все так же оболванивают – по комсомольско-партийным методикам. Им говорят: «За вами будущее!». А тем и невдомек, что их будущее давно уже распределено по карманам сегодняшних власть имущих…
– После роли Корчагина  партийные боссы, говорят,  не раз пытались вас ангажировать…
– Да, я получил премию ленинского комсомола, но главное – стал делегатом XVII съезда ВЛКСМ, на котором Брежнев поцеловал меня в щечку. Кто только потом меня не целовал: Живков, Хонеккер, Фидель Кастро… Было даже предписание – предлагать Конкину только роли людей «в кожанках», мне навесили ярлык «социального героя». В профессиональном плане мне тогда пришлось очень непросто. Раз сыграешь «кожанку», два – а что дальше? Влиятельные люди между тем зазывали в сауну с надеждой: вдруг я стану комсомольским холуем, нужным человеком. Кто-то из них и сегодня при власти. Как-то недавно пришлось побывать в сауне опять, опять среди «больших дядей». Там обычно застолье в туниках, потом анекдоты. А я прочел стихотворение Пушкина. Один из олигархов спросил: «Это твое?». Промолчал в ответ, выпил стакан водки без закуски.
– То есть попытки вас «завербовать» остались безуспешными?
– Я даже уехал в Киев, потому что семье нужно было где-то жить, а в Москве мы с женой и сыновьями-близнецами ютились в одной комнатке! И такое положение дел сохраняется до сих пор – мой зритель знает: я не буду делать скабрезностей на сцене, не буду сниматься в том, что может обидеть и оскорбить зрителя, который рос на моих фильмах и формировался как личность. Перед ним я несу творческую ответственность – такую планку я себе выработал. Хочу я того или нет, зритель всегда будет сравнивать меня с Корчагиным, Шараповым, с Кирсановым из «Отцов и детей», потому что это герои, несущие определенный положительный заряд, это настоящие герои, несмотря ни на что. Фаина Георгиевна Раневская после «Как закалялась сталь» (посмотрев не то полсерии, не то одну, не то фрагмент) – а она была дама с исключительным вкусом и глубоко умный человек – сказала: «Володя, вам теперь нельзя играть в плохом кино, потому что сняться в плохом кино – это то же самое, что плюнуть в вечность». И хотя я всю жизнь мечтаю играть и характерные роли (потому что я актер характерный, у меня в дипломе написано – «лирический герой-простак»), этими ролями горжусь. Когда мне говорят: «Владимир Алексеевич, роль такая-то, соглашайтесь, вы это легко сыграете, мы знаем, какой вы эксцентричный бываете, но там в одной сцене с тетей надо будет попу показать», я отвечаю: «Ребята, покажите свою». А потом подтягиваю поясочек на дырочку-две, и моя семья (спасибо жене за понимание!) к этому готова.
– Получается, на компромиссы вы не соглашались, от роли «социального героя» дистанцировались, но тем не менее пришли в политику…
– Потому что я ответствен за свою страну, и ответственность эту снимать не собираюсь, как это принято сегодня у многих власть имущих. У меня четверо внуков, поэтому мне нужно что-то оставить им – достойное, нормальное. Страна у нас великая, прекрасная, в ней много хороших людей, вот только и болезней много. Но, я думаю, всякое заболевание можно вылечить. Если есть правильный уход и желание исцелить Родину от того, чем она сейчас перебаливает (а такое желание – определяющее у всех в «Справедливой России»,  и рецепты лечения есть, продуманные, обоснованные), это уже большое дело. Убежден, что совесть – главный лекарь, который рано или поздно проснется во всех нас, а мой приход в партию этому поможет, потому что она объединяет именно таких людей – с совестью, с высокой мерой ответственности за то, что происходит со страной. 
– Вы не раз оказывались на пике сногсшибательного успеха. Как удалось устоять, не поддаться соблазнам?
– Крыша у меня действительно могла поехать из-за «головокружения от успехов». Но дело в том, что, во-первых, меня хорошо воспитывали родители, у меня хорошая корневая система, а во-вторых, я прекрасно понимал, что, если буду задирать нос кверху, конец мне придет как хорошему актеру. Это сейчас у нас все звезды – куда ни взгляни, везде сплошной небосвод, не знаешь, куда и наступить. Маяковский называл это плевочками, ну вот, очевидно, многие плевочки тем не менее звезды, хотя еще прыщи на носу не выдавили, я уж не говорю про другие места. А
в-третьих, у меня была семья, о которой нужно было заботиться, и понимающая жена Алла, которая удержала меня от многого, о чем я мог бы потом сожалеть.
– Отказываясь сниматься в низкопробных сериалах, вы не чувствуете себя не у дел?
– Что вы, такого ощущения нет! Работы достаточно: я преподаю, играю в театре. Последняя моя работа в кино – у Николая Досталя в картине «Завещание Ленина». Казалось бы, такое название… Но тем не менее мне понравился сценарий, посвященный жизни писателя Варлама Шаламова. У этого человека была непростая судьба, он являлся ярчайшим представителем нашей беллетристики, за что и был затоптан. Но вообще этот фильм не только о писателе. Он о всяком человеке, способном мыслить оригинально и достойно. Такие люди – действительно звездочки, и на них сколько ни дуй – они не гаснут.
Е. Мальцева.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ