Пятница, 10 мая, 2024

Так много хочется успеть сделать. Чтобы помнили…

А. Бандура.

В апреле 2013 года на съезде в Калуге было создано общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Практически во всех субъектах страны, в том числе на Сахалине, приступили к работе региональные отделения. Они объединили различные поисковые отряды на местах. Отделение в Сахалинской области зарегистрировано в декабре 2014 года. Сахалинские поисковики прежде всего исследуют все, что связано с военными событиями августа 1945 года, русско-японской войной 1904 – 1905 годов, уделяют много внимания поиску погибших военных самолетов и увековечению памяти их экипажей. На вопросы нашего корреспондента ответил руководитель регионального отделения Артем Бандура.

– Артем Николаевич, давно ли вас увлекла поисковая работа?

– Я коренной сахалинец, родился в Александровске-Сахалинском, сейчас живу в Южно-Сахалинске, работаю IT-специалистом. Сколько себя помню, всегда интересовался историей, военными событиями. Когда появился интернет, возможности значительно расширились, в том числе в плане изучения Южно-Сахалинской наступательной операции 1945 года. Познакомился с единомышленниками, стали выезжать на места, где проходили бои, в Смирныховский район. Одно время был сильно увлечен джиперским движением, до сих пор состою в южно-сахалинском «Джипер-клубе». В 2010 году мы с единомышленниками приняли участие в автомотопробеге в рамках всероссийской Вахты памяти. С той поры увлечение военной историей Сахалина и Курил захлестнуло нас в полную силу. А езда на внедорожниках по острову отошла на второй план.

– Кто входит в вашу дружную команду?

– Три десятка неравнодушных островитян, романтиков и энтузиастов, средний возраст участников около сорока лет. Поисками увлечены и госслужащие, и сотрудники правоохранительных органов, и пенсионеры, и студенты. Сейчас двое наших молодых товарищей служат срочную в рядах вооруженных сил, сообщают, что ждут не дождутся дембеля, чтобы снова отправиться куда-нибудь на поисковые работы. К слову, практически во всех регионах России, где проходили военные действия, действуют подобные отделения, но на материке молодежи больше участвует. Надеюсь, и у нас со временем молодые подтянутся. Дело-то благородное и к тому же чертовски увлекательное.

– Очевидно, что приходится нести какие-то расходы. Обходитесь своими средствами или помогают власти, спонсоры?

– И так, и эдак. В 2014 году областное правительство впервые профинансировало поисковую экспедицию на острове Шумшу. В результате мы обнаружили останки десяти советских воинов и шести японских. В тот раз наша экспедиция проходила совместно с экспедицией министерства обороны. В 2015 году финансирование осуществлялось через процедуру госзакупок, когда общественная организация подготавливает пакет необходимых документов, получает финансирование и выполняет проект, руководствуясь при этом законом об увековечении памяти. Благодаря участию в таком проекте у нас появилась возможность приобрести необходимое оборудование, палатки, экипировку, шатры, спальники, походную мебель. Словом, существенно улучшить материальную базу. Транспортом пользуемся своим – в распоряжении есть легковой автомобиль, внедорожники и один УАЗ нашего старожила Алексея Охрименко. Мы считаем его авто основной боевой единицей, незаменимой для походных условий.

– Наверняка поисковая работа требует определенных знаний, методической подготовки. Видимо, приходится привлекать и экспертов?

– В России накоплен богатый поисковый опыт. Есть много специалистов, и они нам помогают. В ходе проведения всероссийских Вахт памяти организуется обучение, передается опыт. Многие методики разрабатывают сами поисковики, например, по работе с останками павших бойцов. По некоторым антропологическим признакам можно определять возраст. Так что учимся и тут же применяем полученные знания на практике, и все это ради одной большой цели – увековечения памяти погибших при защите Отечества.

– Сейчас уже можно подвести основные итоги полевого сезона-2016, каким он сложился для вас?

– Тяжелым, но плодотворным. Так получилось, что в этом году у многих наших поисковиков стали возникать объективные проблемы, и не все смогли участвовать в наших акциях и походах. Весной с разведкой мы побывали в Смирныховском районе на 50-й параллели. Обнаружили останки пятерых японских солдат, новое, ранее неизвестное место боя. Нашли и по согласованию с министерством культуры вывезли японское горное орудие. Оно находилось несколько в стороне от основных позиций и неплохо сохранилось. Орудие использовано в оформлении экспозиции мемориального комплекса в Южно-Сахалинске. Оно не участвовало в боях на Шумшу, но там использовались такие же, так что историческая правда соблюдена. С конца июня по начало августа работали на острове Шумшу. Добирались по маршруту через Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Северо-Курильск. Пользуясь случаем, выражаю большую благодарность местным охотникам и рыбакам, которые помогли с транспортировкой.

Со связью на Шумшу большие проблемы – только иногда, в зависимости от погоды, на высоте Северной можно уловить контакт с одним из операторов сотовой связи, чья базовая станция действует в Северо-Курильске. К слову, именно из-за проблем со связью у нас возникла большая проблема на обратном пути. Мы не смогли предупредить авиаторов о том, что задержимся на Шумшу на два-три дня из-за циклона. Пропали наши авиабилеты стоимостью более 200 тыс. рублей, пришлось приобретать новые, уже за 400 тыс. рублей. Прямых и относительно недорогих рейсов на Сахалин не было, пришлось разбиться на группы – одна отправилась через Хабаровск, другая через Владивосток. В Хабаровске пришлось пожить около недели, чтобы приобрести билеты подешевле. Другая накладка случилась с транспортировкой нашего контейнера с оборудованием. Рассчитывали, что он быстро прибудет на северные Курилы из Невельска на борту судна-углевоза, которое задействовано в северном завозе. Но отход судна постоянно  откладывался, так что пришлось дать ему отбой. Хорошо, что предусмотрительно участники экспедиции прихватили с собой все самое необходимое по минимуму и закупили продовольствие в Петропавловске-Камчатском…

– Одно перечисление дорожных трудностей у многих может отбить охоту к подобным путешествиям. А что движет вами и вашими единомышленниками?

– Патриотизм. Вот представьте – в 2014 году мы нашли на Шумшу незахороненные останки десятерых советских воинов буквально в шестидесяти метрах от существующей братской могилы… Сам этот факт нас покоробил – как такое может быть? Ведь на острове и после войны оставались военные, но почему-то никто не позаботился о захоронении. Четверо из этого десятка лежали просто на поверхности земли, в стланике, а шестерых немного присыпало землей в траншее… Когда понимаешь, что таких находок на Шумшу еще будет много, готов «угробить» на поиски не только 44 дня законного отпуска, но и все три месяца, когда на Шумшу возможно вести полевые работы. В 2015 году за восемь экспедиционных дней были обнаружены останки двадцати восьми советских солдат и 14 японских, в 2016-м за три недели – останки трех советских солдат и двенадцати японцев. Останки наших бойцов в каждом случае передаются администрации Северо-Курильского района, их хоронят с воинскими почестями, и в скором будущем на Шумшу планируется создать воинский мемориал, как в Победино в Смирныховском районе. Останки японцев передаются представителям Японии. Приезжают специалисты, останки кремируют, и прах доставляется в Японию.

– Удается ли установить личность погибших воинов, найти их ныне живущих родственников?

– На сегодня установлены имена пятерых погибших советских воинов, и лишь в одном случае удалось выйти на родственника. Бархатова Алексея Ивановича 1912 года рождения, красноармейца, наводчика 373-го стрелкового полка 101-й стрелковой дивизии определили по надписи на котелке. Ягодкина Георгия Мартемьяновича, бойца 38-й роты химзащиты – по надписи на фляжке, которая была подложена ему, очевидно получившему смертельное ранение, под голову. Федор Стефанович Белых, старший краснофлотец, младший сержант, комендор 505-й батареи 180-го артдивизиона, лежал в воронке. Сохранились американские ленд-лизовские ботинки, в которых он нес службу, они подписаны его инициалами. Сас Михаил Федорович 1918 года рождения, старший краснофлотец 180-го отдельного артдивизиона. Известно, что Сас призывался на военную службу из Казахстана, из Алма-Атинской области. Мы сделали запросы в разные инстанции через социальные сети, ждем ответов. На одном уникальном случае остановлюсь подробнее. В 2015 году на Шумшу были обнаружены останки, лежавшие на поверхности земли. Судя по ним, человек был крупного тело-сложения, о его принадлежности к морякам свидетельствовали морская пряжка от ремня и пуговицы. По характерной горбинке на носу предположили, что человек мог быть выходцем с Кавказа. В списках, которыми мы располагаем, кавказцев было трое, и лишь один из них был краснофлотцем – Арзуманян Агас Мисакович. Через соцсети нашли его родственника – пожилой племянник живет сейчас в Харькове, на Украине. Он описал словами,  каким помнит своего дядю: дескать, тот был человеком огромного роста, с большими кулаками, физически очень сильным, при этом курил. К слову, рядом с останками погибшего мы на острове обнаружили шесть ручных гранат-лимонок и мундштук. Племянник прислал фотографию дяди, но она низкого качества. Специалист-антрополог по нашей просьбе попытался провести идентификацию черепа, но данных для построения на компьютере 3D модели оказалось маловато. В любом случае вероятность того, что найдены останки именно А. Арзуманяна, велика. К слову, в объемной экспозиции «Битва за Шумшу», действующей в Южно-Сахалинске, именно он изображен выходящим из моря, с винтовкой, обвешанный гранатами. Лицо выполнено по фотографии.

– Чем ознаменовался нынешний полевой сезон на Сахалине?

– Осенью мы обследовали места падения двух советских бомбардировщиков – Пе-2 и Ту-2. Оба случая датируются концом 1940-х годов. На Пе-2 экипаж состоял из трех человек, а на Ту-2 из четырех. Похоже, на Ту-2 кто-то из экипажа погиб – на месте крушения найдены пряжки и застегнутый карабин от привязной системы парашюта. В силу особенностей конструкции обоих самолетов покинуть его в экстренной ситуации сложнее тем, кто находится в хвостовой части, –стрелку-радисту на Пе-2 и стрелку-радисту с воздушным стрелком на Ту-2. Продолжаем разбираться, работаем с архивами. Пока можно констатировать, что оба самолета были с боекомплектами, то есть выполняли боевые задания.

– Удалось что-то сделать по части сохранения и приведения в надлежащий вид имеющихся памятников?

– Реализовали два грантовых проекта по установке информационных стендов возле памятников воинской славы в Смирныховском районе, от 50-й параллели до с. Победино. Теперь посетители могут получить всю информацию со стендов и сориентироваться по подробной карте с указанием различных фортификационных сооружений и прочих объектов. Причем указываются координаты GPS и имеется QR-код, позволяющий проложить маршрут с помощью таких интернет-приложений, как Яндекс-Карты или Гугл-Карты. Другой проект реализован в рамках грантовой программы губернатора и правительства области: в Победино неподалеку от японского памятника расположены малоизвестные объекты – два бетонных японских пороховых склада. Они находились в плохом состоянии. Мы привели их в порядок, один склад законсервировали до лучших времен, второй отреставрировали, обеспечили освещение, установили окна и двери, сделали центральную экспозицию Южно-Сахалинской наступательной операции. Так что одной достопримечательностью, доступной для туристов, стало больше. Планируется передать этот объект в ведение смирныховского музея.

– Какие планы на 2017 год?

– Непочатый край работы остается на Шумшу. По данным сахалинского историка И. Самарина, в ходе боев в 1945 году там сложили головы 1022 советских бойца. У нас, увы, есть основания предполагать, что останки еще многих из них продолжают лежать под открытым небом. Не прекращается работа по уточнению личных данных летчиков, погибших уже в послевоенное время. В частности, выяснилось, что у села Новое Макаровского района на горе Монетной 4 июля 1946 года разбился транспортный самолет Ли-2. Мы разыскали человека, который первым его обнаружил в конце 60-х годов. Это В. Корниенко, в прошлом учитель местной школы. Ходили со школьниками в поход и обнаружили самолет. Сообщили в военкомат. В дальнейшем на сельском кладбище был установлен памятник, на месте катастрофы был установлен макет памятника. Мы навели справки, сверились с базой данных «Мемориал», выяснилось, что допущены неточности: неверно указаны дата рождения и инициалы командира. Интересно, что на четырех членов экипажа этого самолета приходится 7 боевых орденов, 3 медали, то есть все они фронтовики, воевавшие на западных фронтах и на Дальнем Востоке. Нужно обязательно попасть на место, где был найден самолет, провести основательную поисковую работу. Не исключены находки останков членов экипажа, а главное, надеемся узнать что-то дополнительное об обстоятельствах гибели этих людей. А еще мы располагаем информацией о пропавшем без вести в середине пятидесятых учебном самолете УЛа-11 у р. Ольховатка, что в Анивском районе, о разбившихся в после-военное время самолетах МиГ-17 у с. Бамбучки и с. Пожарское в Холмском районе… Жаль, что в сутках не сорок восемь часов – так много хочется успеть сделать!

Я. САФОНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ