Пятница, 10 мая, 2024

Университет на службе региона

В прошлом году по приглашению японских коллег мне довелось принять участие в международном симпозиуме в университете Яманаси Гакуин. Этот вуз является одним из университетов – побратимов СахГУ. Он расположен в городе Кофу, в живописной местности провинции Яманаси, что южнее Токио.
Университет Яманаси Гакуин представляет собой солидное частное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку по ряду популярных специальностей на уровне бакалавра и магистра. Возглавляет университет опытный администратор и педагог г-н Тадахико Фуруя.
* * *
Тема «Роль университета в жизни и устойчивом развитии региона» сегодня достаточно популярна среди вузовских ученых. На симпозиуме в Кофу обсуждались две проблемы: роль университета в жизни местного населения и возможности формирования сообщества стран северо-восточной Азии. По моим научным интересам и обязанностям куратора дополнительного образования в вузе первая проблема, безусловно, приоритетна для меня. И это не случайно, ведь экономика и социальная сфера Сахалинской области переживают сложный период своего развития.
К нашему региону приковано внимание многих специалистов в Российской Федерации и за рубежом. Во многом это объясняется интересом к крупным нефтегазовым проектам на островном шельфе. Правда, за последние 10 – 12 лет не произошло экономического чуда, ожидавшегося в связи с развитием нефтегазового сектора, а население Сахалинской области сократилось с 720 тыс. человек в 1992 году до примерно 520 тыс. в 2007-м. С другой стороны, иностранные инвестиции в разработку шельфа составили миллиарды долларов США и явно оживили некоторые отрасли производства, создав островки благополучия прежде всего на юге острова.
Возникла необходимость в разработке научной программы устойчивого социально-экономического развития области. Стратегической задачей СахГУ в этих условиях стало активное участие в подготовке кадрового и научного потенциала для нужд региона.
* * *
Мой доклад о роли Сахалинского государственного университета в устойчивом развитии области на островах вызвал неподдельный интерес японских коллег. На сегодня чуть более половины студентов нашего вуза (в недавнем прошлом пединститута) проходят подготовку по непедагогическим специальностям. Дело в том, что в конце 90-х годов в СахГУ одна за одной стали появляться новые, востребованные в регионе специальности: прикладная математика и информатика, экология, государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, безопасность жизнедеятельности, социология, юриспруденция, финансы и кредит, перевод и переводоведение, нефтегазовое дело. Для решения новых для Сахалина задач устойчивого управления природной средой и природосбережения открылся также факультет природопользования.
Параллельно в СахГУ активно начали появляться краткосрочные и среднесрочные программы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров, курсовой подготовки, когда главными принципами становятся гибкость, вариативность, мобильность. Эти идеи находятся в русле мировых тенденций развития дополнительного, непрерывного, пожизненного образования, образования взрослых и образования для «третьего возраста». Исходя из того, что в современных условиях высока потребность в пополнении знаний на протяжении всей карьеры, некоторые эксперты полагают, что мы станем свидетелями перехода от обучения «на всякий случай» (just in case education) к «своевременному обучению» (just in time education), когда все большее место будет занимать краткосрочное (в сравнении с бакалавриатом, например) образование именно в то время, когда оно необходимо человеку.
* * *
Как у участника симпозиума, у меня, естественно, был свой интерес. Во-первых, к содержанию выступлений коллег из Японии, Китая и Республики Кореи. Во-вторых, мне важна была реакция японских ученых на мой доклад. Но по ходу дела выявилось и третье обстоятельство-сюрприз. Оказалось, что на этот симпозиум, организованный центром пожизненного обучения университета Яманаси, в качестве главного докладчика пригласили известную в Японии личность – г-на Сейджи Цуцуми. Как объяснили организаторы мероприятия, хоть он и работал в нескольких университетах Японии, но известен прежде всего как популярный литератор, поэт (литературный псевдоним Судзи), друг Кобо Абэ, человек левых политических взглядов, председатель известного фонда The Seiji Foundation.
Лейтмотивом его доклада была идея японского бизнес-сообщества о создании ассоциации стран восточной Азии. Реализации этой идеи мешает, по мнению докладчика, политика и историческая вина Японии перед Китаем и Кореей, которую следовало бы признать более четко и идти дальше. Бизнес же заинтересован в создании единого регионального рынка, где есть место и для России.
В докладе содержалось немало интересных суждений и по другим актуальным вопросам. В частности, С. Цуцуми говорил также о необходимости в эпоху глобализации всему миру противостоять американским стандартам и ценностям.
* * *
В симпозиуме принимали участие и эксперты из самых престижных японских вузов (достаточно упомянуть университет Васэда). Их задачей было внимательное прочтение и рецензирование представленных докладов, оценка содержания выступлений, а также постановка вопросов.
Моим рецензентом была профессор известного университета Хитоцубаси доктор Кейко Секи, хорошо знакомая с системой образования в России. Оценив доклад как очень интересный, она выделила то, что, с ее точки зрения, представляло новизну (аспект роли регионального вуза; влияние островной экономики на развитие высшего образования; программы дополнительного образования, востребованные на Сахалине). Она обратила внимание и на актуальнейшие в условиях развития нефтегазовых проектов экологические проблемы; на важность сохранения красоты уникальной природы Сахалинской области как региональной и всемирной ценности; на учет жизненных интересов малочисленных коренных народов Сахалина.
В целом такой подход к организации симпозиума мне понравился. А что если и нам кое-что взять на заметку, ведь в СахГУ ежегодно проводятся международные конференции и семинары?
* * *
Эксперты отмечают, что впервые в истории бизнес смотрит на высшую школу как на объект инвестирования. Рассматривавшаяся ранее как плохо организованная и низкопродуктивная, сфера высшего образования становится все более привлекательной по ряду причин. Эта сфера не только является достаточно консервативной, но она оперирует огромными объемами наличных денег. Клиенты этого бизнеса, коими являются студенты, делают так называемые «долгосрочные покупки» в течение нескольких лет, предоставляя стабильный поток наличности. Причем поток студентов в сфере высшего образования противоречит тем циклам, которые существуют в бизнесе. То есть контингент учащихся в колледжах и университетах возрастает, когда в стране плохая экономическая ситуация, т. к. люди предпочитают поступать в вузы, когда не могут найти работу; и наоборот, когда есть много возможностей для трудоустройства, часть потенциальных студентов выпадает из контингента учащихся.
Важным дополнительным каналом поступления финансовых средств является развивающаяся система дополнительного образования в вузах, учебных центрах.
Быть может, эти обстоятельства в последние годы и подтолкнули Японию к приватизации и изменению статуса государственных вузов. Посещая ежегодно международные симпозиумы в Японии, я однажды с удивлением услышал о готовящейся приватизации государственных вузов. Хотя внешне в высшей школе Японии в целом и в государственных вузах в частности (например, в Хоккайдском университете) не было заметно кризисных явлений. А от добра добра не ищут.
Подобное удивление вызывали и постоянные разговоры японцев об экономическом кризисе, о застое в промышленности. Ведь эти разговоры происходили на фоне все возводящихся новых высоток в Токио, постоянно обновляющихся и хорошеющих автомагистралей, новых корпусов университетов, новых марок знаменитых японских авто. Наверное, вкупе это и есть настоящие свидетельства устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, в которые свою лепту вносят и японские университеты. Устойчивого, несмотря на спады производства и изменение конъюнктуры.
По мнению участников международной конференции, в современном мире должна возрастать роль университетов прежде всего как центров культуры и подготовки кадров (в том числе через систему дополнительного образования), как фактора распространения идей мира в АТР, как института для решения экологических проблем.
* * *
Устойчивое социально-экономическое развитие на протяжении нескольких десятилетий позволило обустроить Страну восходящего солнца таким образом, что она стала комфортной для проживания японцев и посещения гостями. Не только экономический, но и экологический, и социальный аспекты устойчивого развития не менее важны для японцев.
Культурная программа, предусмотренная организаторами симпозиума, стала логичным продолжением дискуссии об устойчивом развитии. Известный японовед, англичанин Лафкадио Херн, много лет проживший в Японии и написавший много книг о ней, однажды заметил: «Все здесь мягко, мечтательно, тихо, слабо, бледно, призрачно, благоуханно, туманно». Во время этой командировки в Японию я неоднократно испытывал подобные чувства.
В первый же вечер познакомился с тем, как японские студенты отмечают праздник Танабата (аналог западноевропейского дня святого Валентина). В основе праздника лежит романтическая легенда о двух влюбленных, разлученных по воле родителей. И только раз в году, 7 июля, две звезды, обозначающие влюбленных, максимально сближаются. А в Яманаси Гакуин в этом празднике на открытом воздухе на ухоженной территории университета с одинаковым удовольствием участвовали и студенты, и преподаватели. Было много музыки, костюмов, еды и легких напитков. Весь обслуживающий персонал, включая продавцов, состоял из тех же преподавателей и студентов. Кругом царила обстановка свободы и праздника.
Очень запомнилась неожиданная встреча с двумя студентками из Санкт-Петербурга. Оказалось, что две сестры-красавицы из России приехали учиться в г. Кофу по приглашению руководства японского университета. Решение японской стороны взять на себя все расходы по их обучению не было случайным, т. к. россиянки являются правнучками известнейшего русского япониста Н. Невского, почитаемого в Стране восходящего солнца. Частный японский вуз в условиях социально-экономической стабильности может позволить себе такое благородное дело – выделить стипендии иностранным студентам (две россиянки не были единственными стипендиатами из-за рубежа).
* * *
В другие дни, в свободное от научных дискуссий время удалось получить массу положительных эмоций…
В Японии есть популярная народная забава – посещение горячих источников. Мне впервые довелось полежать в горячих ваннах на вершине одного из холмов, когда внизу перед тобой открывается изумительный вид на город Кофу и окрестности, живописную долину и проступающую в дымке на расстоянии десятков километров Фудзи-сан. Именно в такой расслабленной обстановке начинаешь понимать философское отношение к жизни многих японцев даже в современной суматошной жизни.
Я. КОРСУНОВ,
проректор СахГУ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ