Воскресенье, 28 апреля, 2024

В сложных метеоусловиях. Вечный полет

Поисковики на месте гибели бомбардировщика Ту-2.

Сахалинские активисты «Поискового движения России» побывали в Макаровском районе, где установили памятную табличку на месте гибели бомбардировщика Ту-2 и привели в порядок захоронение летчиков экипажа самолета Ли-2.

Эти две трагедии произошли в 1946 году с разницей в один месяц.

Первые фрагменты бомбардировщика были обнаружены в районе реки Макаровка осенью 2016-го. По деталям удалось установить модель самолета. Полтора года потребовалось, чтобы узнать обстоятельства катастрофы.

Согласно архивным документам, утром 4 июня 1946 года Ту-2 3-й авиаэскадрильи 132-го бомбардировочного авиаполка взлетел с аэродрома Камисикука (с. Леонидово), экипаж установил радиосвязь с землей и начал выполнять задание – бомбометание на полигоне. Выполнив, лег на курс по заданному маршруту. В это время руководитель полетов передал по радио командиру экипажа младшему лейтенанту Георгию Клавдорскому: «По маршруту не ходить, возвращайтесь». Экипаж подтвердил получение приказа, самолет направился на аэродром. В районе Мототомари (с. Восточное) был дым от лесных пожаров, бомбардировщик начал снижаться. В район Сиритори (г. Макаров) пришел на высоте 200 – 300 метров. В дыму при плохой видимости маневрировал, менял курсы. Севернее пункта О-Утори при нормально работающих двигателях начал круто снижаться с левым разворотом и врезался в землю. Последовал взрыв. Экипаж (командир младший лейтенант Георгий Клавдорский, штурман лейтенант Алексей Усольцев, стрелок-радист младший сержант Федор Харлаенко, воздушный стрелок младший сержант Лев Кукарцев) погиб.

Поисковики побывали на месте катастрофы. Рядом на небольшой возвышенности, видной с грунтовой дороги, установили памятную табличку. В основание сложили фрагменты самолета и посадили лилию-саранку. Церемония завершилась холостыми выстрелами в воздух и минутой молчания в честь погибших летчиков.

– Это еще не финальная точка в этой истории, – сообщил руководитель регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура. – Мы все еще не оставляем надежды определить место захоронения экипажа.

Активистам удалось найти двоюродного брата стрелка-радиста Федора Харлаенко – Анатолия Федоровича, проживающего на Украине. Ранее была установлена связь с братом командира самолета – Львом Клавдорским.

После установки таблички поисковики отправились на кладбище с. Новое. Здесь они облагородили место захоронения экипажа самолета Ли-2, погибшего 4 июля 1946 года. Военный транспортник 10-й воздушной армии летел из Хабаровска на аэродром Отани (с. Сокол) с грузом авиазапчастей. В пути резко ухудшились метеоусловия, и воздушное судно столкнулось с горой Ниитой (г. Монетная). Экипаж (командир гвардии лейтенант Дмитрий Харин, второй пилот лейтенант Евгений Бочаров, штурман гвардии младший лейтенант Евгений Тюльнев и бортовой техник младший техник-лейтенант Николай Шпыхов) погиб.

Останки летчиков и фрагменты самолета обнаружены только в 1968 году.

Ранее поисковики нашли родных командира корабля. Они проживают в с. Шелаево Иркутской области.

За захоронением летчиков ухаживают школьники с. Новое, а также учитель Наталья Лут. Вместе с ней активисты покрасили памятник, убрали траву, посадили рядом с могилой черемуху и смородину, а также высыпали землю с родины командира корабля. На памятнике, который установили почти 50 лет назад, прикрепили табличку с информацией о том, что произошло, с фотографиями командира корабля и штурмана.

– Радует то, что за захоронением летчиков ухаживают сельчане и школьники. Здесь всегда цветы и венки. Местные жители постоянно совершали походы к месту авиакатастрофы на сопку Монетную. В ближайшее время туда отправимся и мы, чтобы установить памятную табличку, – говорит поисковик Алексей Охрименко.

Вадим ПРОХОРОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ