Среда, 8 мая, 2024

Чужая память

В мае 2005 года со станции Тымовск в сторону Ноглик отправились два специальных поезда-путеукладчика. Вместо старого на насыпь ложился необычный… трехрельсовый путь.
Это было началом реконструкции островной дороги, протянувшейся почти на тысячу километров. Работа рассчитана не на один год. Чтобы она велась без остановки движения поездов, и был добавлен третий рельс. Дело в том, что сахалинская магистраль отличается от общероссийской меньшей шириной колеи. Но называть ее узкоколейкой не совсем правильно. Она имеет свой стандарт, принятый и в Японии.
В конце XIX – начале XX веков в Стране восходящего солнца невиданными темпами строились рельсовые пути. В 1882 году по всей стране их насчитывалось всего 250 километров, но уже через 20 лет протяженность железных дорог достигла 6 тысяч километров. Развернулось строительство и на Южном Сахалине. В 1906 году на остров прибыл железнодорожный батальон. Еще населенные пункты носили русские названия, когда его усилиями за два месяца была проложена узкоколейка от бывшего Корсаковского поста до Владимировки. После передачи армией власти гражданской администрации при губернаторстве был создан железнодорожный отдел. Вскоре узкоколейку реконструировали. Один из ее пассажиров вспоминал: «…мы пришли на станцию. Где «игрушечная» железная дорога? Где эти «паровозы-самовары»? Где эта дековилька? (военная узкоколейка. – С. Ф.). В мае прошлого года (1910 г. – С. Ф.) я еще смеялся над нею, а в сентябре того же года дековилька была перешита на обычную японскую железную дорогу! Устроены станции-игрушечки в городах Оотомари (ныне Корсаков. – С. Ф.) и Тоехара… «Игрушечки» – ибо так красивы они, окрашенные в бледно-розовый цвет!».
В 1911 году магистраль соединила административный центр губернаторства с Сакаэхамой (ныне Стародубское). В 10 – 30-е годы поезда уже двигались по восточному и западному побережьям, а дорога Тоехара – Маока (ныне Холмск) соединила эти линии.
Разветвленная рельсовая сеть способствовала росту населенных пунктов, освоению природных богатств и развитию промышленности. Строительство путей было сопряжено с огромными трудностями. Ведь они прокладывались в условиях сурового северного края.
В начале 30-х годов начальник железных дорог Южного Сахалина господин Одзима выступил с инициативой установить на привокзальной площади Тоехары памятник в честь всех специалистов, умерших и погибших во время прокладки путей на острове. Его намерение было поддержано, и 27 сентября 1932 года состоялась церемония открытия монумента. «Памятник погибшим железнодорожникам» – было высечено на каменной стеле высотой более двух метров. А на бронзовой панели, прикрепленной к постаменту, отлиты слова благодарности отдавшим свои жизни…
К 1945 году длина рельсовой сети на Карафуто превышала 700 километров  с десятками тоннелей и сотнями мостов на пути. И когда Сахалин стал полностью советским, решено было строить дорогу на севере той же ширины, что и на южной части острова.
Нынешняя привокзальная площадь Южно-Сахалинска закатана асфальтом. Где-то под ним фундамент бывшего монумента. Пройдет несколько лет, в прошлом останется и старая колея. Но, отправляясь  в путь по сахалинской дороге, особенно когда за окном вагона непогода или зимние холода, мы невольно с благодарностью можем вспомнить первостроителей островной магистрали.
С. ФЕДОРЧУК.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ