Природный пожар в районе села Мицулевка в понедельник «унюхали» все жители и гости областного центра. Плотная дымная пелена с попутным ветром легко преодолела 20-километровое расстояние, и гарь через открытые окна стала проникать в квартиры и офисы. И если поначалу кого-то еще посещали приятные ассоциации на тему «костерка и шашлычка», то к концу дня ничего, кроме негативных ощущений, не осталось. На улицах появились люди в защитных масках.

К счастью, с пожаром быстро разобрались. Но вот проблема – проблема чистого воздуха, – увы, никуда не улетучилась. Южно-Сахалинск остается местом, где сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Причем дым от лесных и степных пожаров в меньшей степени влияет на повышение этого уровня. Главный вклад мы получаем от результатов собственной деятельности, наращивая в том числе обороты эксплуатации автотранспорта.

Согласно последнему докладу минприроды о состоянии и охране окружающей среды (за 2014 год), Южно-Сахалинск входит в число городов России, где среднегодовые концентрации сразу пяти загрязняющих веществ превышают предельно допустимые уровни. Таких грязных городов в стране всего четыре. Компанию нам составляют Братск, Улан-Удэ и Чита. В нашем воздушном «коктейле» присутствуют бенз(а)пирен, диоксид азота, сажа, оксид азота и взвешенные вещества. Динамику изменения атмосферы в Южно-Сахалинске минприроды определило как негативную. Это при том, что в 2013 году жители областного центра вдыхали примерно такой же «коктейль» с той лишь разницей, что в нем в качестве доминирующего компонента вместо оксида азота присутствовал формальдегид. Последний никуда не исчез – просто изменилась в сторону послабления его среднесуточная предельно допустимая концентрация. С другой стороны, очевидно в связи с переводом Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 на газ, в воздухе стало больше оксида азота. Да, абсолютного счастья не бывает: вместо одних вредных выбросов получаем другие.

2015 год, судя по всему, не принес радикальных изменений. Доклад федерального министерства появится в конце года, но уже подготовлен доклад регионального ведомства, и он не зафиксировал принципиального улучшения. Уровень загрязнения воздуха в областном центре по-прежнему оценивается как высокий. При этом наблюдается увеличение среднегодовых концентраций диоксида азота и оксида азота. В прошлом году было зафиксировано также значительное увеличение разовых концентраций по сероводороду. Никуда не исчезла и обычная пыль: в июле в отдельные сутки отмечалось наличие взвешенных веществ на уровне 12,7 предельно допустимых концентраций.

Диоксид азота, основными источниками которого остаются автотранспорт и промпредприятия, негативно влияет на здоровье человека. Прежде всего страдают органы дыхания. С высоким распространением в воздушной среде этого химического соединения некоторые исследователи связывают повышение смертности от раковых и сердечно-сосудистых заболеваний среди городского населения.

Конечно, сегодня лишний раз приходится констатировать, что застройка многих населенных пунктов на Сахалине велась нерационально, без учета условий, влияющих на загрязнение воздушного бассейна. И областной центр в этом плане не исключение. Предприятия-загрязнители располагаются таким образом, что основная часть выбросов попадает на жилые массивы. Особенно сложная обстановка складывается при безветренной, сухой погоде.

Региональное министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды также обращает внимание на неблагоприятную дорожную инфраструктуру и плотность застройки центральной части города, рассчитанную фактически только на использование общественного транспорта. Но у нас все хотят ездить на своих авто, в результате это приводит к ежегодно возрастающим выбросам окиси углерода, оксида азота, углеводородов и других опасных для здоровья человека загрязняющих веществ.

Осенью 2010 года администрацией областного центра была утверждена целевая программа, направленная «на коренное улучшение экологической ситуации, снижение негативного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды». Программа действовала в течение 2011 – 2014 годов. И можно не сомневаться, что исполнителям есть чем отчитаться. Однако по большому счету перелома в ситуации не произошло. По-прежнему актуальны задачи совершенствования дорожной сети, развития общественного транспорта, увеличения числа зеленых насаждений. А если обратить взоры на южно-сахалинские дворы, которые практически повсеместно превращены в ночные автостоянки, то нынешнее положение иначе как тупиковым не назовешь – ни пройти, ни проехать, ни продохнуть.

Н. ЗИМИН.