Наши магазины рассчитывают прежде всего на покупателя с большим кошельком.
Наши магазины рассчитывают прежде всего на покупателя с большим кошельком.

ДЕШЕВЫХ ПРОДУКТОВ КОТ НАПЛАКАЛ.

 

Начало 2015 года было ознаменовано развернутой властями кампанией по сдерживанию розничных цен на продукты питания. 26 января в Южно-Сахалинске руководители ряда производственных и торговых предприятий подписали декларацию о минимальных надбавках на продукты первой необходимости. В список таких продуктов включили 25 наименований. В торговых сетях их следовало продавать с пометкой на ценнике «социальный товар» или «социальная цена». Саму надбавку ограничили 15 проц. Как работает эта инициатива и работает ли вообще?

По оптовым компаниям я не ходила, а вот по ряду точек розничной торговли областного центра прошлась. Обойдя супермаркеты «Гастроном», «Островной», «Столичный», «Первый», убедилась, что везде в числе социальных товаров обозначены в основном только сахар, рис, гречка. Сахар почти у всех стоит 65 рублей, гречка – 70 рублей, рис – 78 рублей. Только в супермаркете «Первый семейный» рис продавали по 67 рублей, гречку – по 69 рублей. Еще в этом же магазине к числу социальных товаров причислили яйца: «Солнышко» и «Отборное» с ценой 79 рублей, «Эко-Деревенское» – 114 рублей, перепелиное – 195 рублей.

Кроме вышеуказанной тройки товаров везде присутствовала «доступная рыба», в число коей входили мороженые кета, горбуша, камбала, минтай, терпуг, треска. Порадовало присутствие в ценниках отпускной цены оптовиков. Можно увидеть, сколько «набросил» магазин. Но рыбные цены в разных магазинах имели отличие в зависимости от того, кто поставляет товар. Фирмы-поставщики в ценниках тоже обозначены. Вот бы этот принцип применить ко всем товарам!

Самая дешевая «доступная» рыба была обнаружена мной в супермаркете «Островной», самая дорогая из числа «доступных» – в супермаркете «Первый семейный».

Почему-то нигде ярлыком «социальный товар» не были обозначены масло растительное, мука. При этом в некоторых супермаркетах сделали скидки на ряд иных товаров – в основном на дорогой алкоголь, мороженое в коробках, на замороженные мясные продукты – видимо, не пользующиеся большим спросом из-за дороговизны.

Хотелось бы еще раз отметить супермаркет «Островной». В нем висит объявление о постоянных скидках: пенсионерам – 5 проц., именинникам – 7 проц., по дисконтной карте – 3 проц. Магазин по собственной инициативе постоянно проводит акции со снижением торговой наценки до 10 – 15 проц. Каждый месяц в набор попадает до 20 новых продуктов. Красочный плакатик с изображением очередного набора вывешивается на двери магазина. Перед Новым годом туда попали консервированные горошек и огурцы, крабовые палочки, сыр, колбасы, куриные «части».

Закончив выискивать социальные товары в супермаркетах, я решила посетить магазины, в которых, судя по их названию – социальный, – все товары должны продаваться по божеской цене.

Один из социальных магазинов по проспекту Мира, 243 был закрыт. Сколько времени он не работает? Я пыталась в него заглянуть и весной, и летом. Дверь была всегда «на лопате». И будет ли он работать вообще?

Впрочем, если только значиться социальным магазином – можно не открываться вовсе. Второй социальный магазин на бульваре Анкудинова, 5 работает, но социальных товаров там, как и в других местах, раз, два и обчелся. Правда, цены на сахар, рис, гречку ниже, чем в супермаркетах: 59,5, 59,8 и 64,4 рубля соответственно. Есть «доступная рыба» – и все. Продавцы разговаривать о ценах отказались, сказали только, что у них обычный магазин и остальные цены, как и везде.

Существовала в Южно-Сахалинске небольшая сеть из трех магазинов «Родной». Наши читатели писали о том, что цены там намного ниже, чем где бы то ни было, благодарили их владелицу. Но я ни одного «Родного» не обнаружила – на их месте были уже другие фирмы. Может быть, совестливая торговля прогорела и ей не место в сегодняшних реалиях?

Рис, гречка, рыба – это хорошо. Но хотелось бы и мяса подешевле. Сниженные цены на кур и их части материковского производства обнаружились лишь на субботней ярмарке за магазином «Техник». И к этому единственному прилавку выстроилась длинная очередь. А вот местных кур, свинины и говядины подешевле не нашлось.

Кстати, об этом же сообщалось в недавнем пресс-релизе сахалинского отделения ОНФ. Мясной продукции местных производителей по доступным ценам для населения не хватает, говорилось в нем. Недавно на областной рынок начались поставки недорогой мясной продукции компании «Агро-Мерси», которая работает в с. Таранай на основе частно-государственного партнерства. По сообщениям местных СМИ за свининой этого производителя недавно на одном из рынков города было настоящее столпотворение. Люди по несколько часов стояли на улице в длинных очередях за мясом по 250 рублей за килограмм. Оптом свинину в полутушах производитель продает по 230 рублей за кило.

«Практически по такой стоимости покупатели мясо приобрести не могут, оно реализуется в очень ограниченном количестве на продовольственных ярмарках и в фирменных магазинах, – заметил представитель регионального штаба ОНФ Юрий Дьяков. – В ходе мониторинга активистам ОНФ на торговых точках «Агро-Мерси» постоянно говорили, что недорогое мясо закончилось полчаса назад или его должны вот-вот подвезти. В продаже была продукция по 407 рублей за кило, что значительно выше цены, ожидаемой покупателями и заявленной производителем. Как оказалось, свинина, произведенная данным предприятием, партиями закупается посредниками и продается уже по 460 рублей за килограмм. Напрашивается вывод, что многомиллионные бюджетные вливания, потраченные на агропроект с участием «Агро-Мерси» по созданию мощного свиноводческого комплекса на данный момент не принесли сопоставимого экономического эффекта и не обеспечили население доступной продукцией в достаточной мере».

С продукцией «Агро-Мерси» я встретилась только в супермаркете «Первый семейный» и «Гастроном». В «Гастрономе» продавались окорок по 380 рублей за килограмм и ребро стоимостью 320 рублей. В «Первом» ассортимент охлажденной мясной продукции был обширнее, но цены… Только рагу стоило 260 рублей, на остальных видах – рульке, ребрышках, фарше, котлетах – стояли ценники от 360 до 460 рублей.

21 декабря «фронтовики» в очередном пресс-релизе высказали мнение, что чиновники имеют все необходимые полномочия для снижения цен на продукты питания местного производства. Они считают, что надо внимательнее проанализировать структуру образования себестоимости и цен на продукты питания, насколько они адекватны средствам, которые правительство области вкладывает в островные сельхозпредприятия.

Например, совхоз «Тепличный» в октябре объявил о закупке двух джипов стоимостью более 3 млн. рублей. Все 100 проц. акций агропредприятия принадлежат правительству Сахалинской области. Предприятие систематически получает субсидии из областного бюджета на удешевление себестоимости овощной продукции, однако цены на тепличные огурцы и помидоры намного выше, чем импортные и завезенные с материка, отметили общественники. Если у предприятия такие большие доходы, что оно может позволить себе дорогие представительские авто, зачем ему оказывать поддержку из бюджета?

Покупателей даже не надо специально спрашивать об их отношении к ценам на продукты. Стоит постоять в нескольких очередях – столько услышишь…

Конечно, население недовольно ростом цен, непрозрачностью наценок. Сколько накручивается на товар от его производства до попадания на прилавок? Все говорят о жадности торговли. Вот уговорились с нею ограничить торговые наценки на некоторые товары 15 проц. Значит, оптовики дадут сверх 15, торговля добавит свои 15 проц., и на двух сахалинских этапах товар подорожает сразу на 30 проц. Считается, что это мало. А на те товары, на которые нет соглашений, можно накручивать сколько угодно. И получается, что основная цена товара, в производство которого вложен труд, становится лишь малой частью торговой стоимости. Это по совести?

Люди, конечно, говорят спасибо и за несколько позиций товаров, которые продаются дешевле. Но их так мало… От малоимущих пенсионеров слышала предложение о единой дисконтной карте, по которой они могли бы покупать продукты с существенной скидкой в ряде магазинов. А что? Может, стоит активно будить социальную ответственность владельцев торговых точек, большинство которых – депутаты разного ранга?
Между прочим, красная икра, без которой прежде, как правило, не обходился новогодний стол ни одной семьи, нынче может отказать в своем присутствии многим. Минимум 3 тыс. рублей килограмм! Когда такое было?!

Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.