Среда, 8 мая, 2024

Студент меняет «профессию»

Где раздобыть денег? – спрашивают студенты, приехавшие из разных уголков Сахалина. Кто-то, помыкавшись, так и остается на попечении у небогатых родителей, а некоторые все-таки пытаются им помочь. Ведь хочется и одеться как подобает, и покушать хорошо, и в кино сходить.
Выбор подработки
Парень может устроиться автозаправщиком, сторожем, грузчиком, таксистом. Девушкам тяжелее найти работу. Ведь они прилежнее юношей, а не всем удается совмещать учебу с подработкой. Чаще всего студентки устраиваются официантками в рестораны, бары или ночные клубы. Выбор заведений достаточно велик – сейчас в Южном 7 танцевальных клубов, 15 крупных ресторанов и баров, 30 кафе и шашлычных.
Никто не расскажет о нелегком официантском труде более правдиво, чем сам официант. По статистике, каждый шестой студент находит подработку в ночном заведении. Я – не исключение. Приехав из маленького городка в центр и поступив в вуз, я обошла несколько предполагаемых мест работы. Несмотря на их большое количество, трудоустроиться оказалось не так уж просто. Очная форма обучения, отсутствие опыта, незнание английского языка – главное, что не устраивает менеджера приличного ресторана. Поэтому все в основном начинают с кафе, где зарплата и чаевые оставляют желать лучшего…
Первый блин комом
Вышла в первый день на работу в шашлычную, и мои мечты о нетяжелой интересной работе рассеялись. Виной тому – безалаберность администратора, в обязанности которого входит (как я потом узнала) представить новичка коллективу, показать меню, познакомить с залом, объяснить технологию работы. Но вместо этого, к моему удивлению, девушка-администратор, особо не интересуясь, как меня зовут, «попросила» натереть огромную посудину со столовыми приборами, так как посудомойщица не справлялась. Остальные официанты бегали с блюдами, занятые гостями, а одна шепнула другой, имея в виду меня: «Она здесь ненадолго…».
Вскоре я сама поняла это и на следующий день на работу не вышла. Впрочем, так происходит с большинством новичков, кто безропотно выполняет все указания администратора и «стареньких» официантов…
Вот что я усвоила: прежде чем браться за работу, нужно обговорить с менеджером ее детали. Выяснить, будет ли оплачен испытательный срок, если даже тебя уволят до его окончания. Первым делом нужно попросить меню, а лучше – взять домой его копию и поучить, чтобы быстрее начать принимать заказы. Если администратор не познакомил с коллективом, то стоит это сделать самому – инициатива приветствуется. Если что-то непонятно со счетами, то не нужно бояться спрашивать – так быстрее научишься. И самое главное – следует четко знать свои обязанности, ведь часто новичков просто эксплуатируют. Мыть посуду, подметать разбитое стекло за гостями в обязанности официанта не входит. Уяснив для себя все эти правила и сменив четыре места работы, я все-таки устроилась в хороший ресторан на целых три года!
Плюсов больше
Труд официанта тяжелый и порой неблагодарный. Пять рабочих дней в неделю по семь часов в накуренном помещении с тяжелым подносом в правой руке – дело не из легких. При этом официант всегда должен оставаться приветливым, улыбчивым и опрятным. И главное правило – не грубить и не спорить с гостями, ведь «клиент всегда прав», даже когда не прав. Поэтому бывает порой до слез обидно, если гость, заказав рыбу, отказывается от нее, настаивая на том, что просил мясо. Спор неуместен, и официант оплачивает «свою ошибку».
Но не всегда казусы происходят по вине гостя. Часто официант страдает из-за незнания английского языка. В моей практике был случай, когда у моей подруги четверо итальянцев попросили счет (по-англ. – bill), ей послышалось beer (пиво), и она вынесла каждому по открытой бутылке. Они посмеялись над ее оплошностью, а Маше пришлось платить за пиво. Но все-таки со временем приходит опыт, и работа начинает приносить не только удовольствие, но и неплохой для студента заработок. Я, к примеру, уже на второй год работы в интернациональном ресторане общалась с заморскими гостями очень свободно, чем приводила их в неописуемый восторг. Среди гостей были японцы, американцы, итальянцы и даже индусы. Общаясь с ними на протяжении нескольких лет, я довела свой английский почти до совершенства. Кроме того, завела много новых знакомств. Бывало, что в благодарность за хорошее обслуживание, к примеру, стоматологов можно было бесплатно вылечить зубы, парикмахеров – постричься. Часто, оценивая хорошее знание английского, даже звали на работу в иностранные компании.
Также во многих хороших ресторанах среди официантов устраивается конкурс «Лидер продаж месяца» или «Кто больше продаст блюд из телятины?». Все это стимулирует официантов на отличное качество сервиса, ведь победителя награждают подарками. Я, занимая первые места, получала сертификат в салон красоты и приличные премии к зарплате. Но, как правило, заработок официанта не интересует. Главный доход – чаевые, то, что гость оставляет сверх счета за быстроту вынесенных блюд, вовремя убранную пустую посуду и, главное, приветливость официанта. Тогда можно получить около двух тысяч рублей за вечер.
Хорошего работника всегда заметит начальник. Очень часто обычный официант становится старшим в смене, потом – администратором, менеджером, а наиболее талантливые и трудолюбивые дорастают до генерального директора. Поэтому многие студенты, разочаровавшись в своей специальности во время учебы в университете, так и остаются в ресторане после его окончания. Как мой знакомый Павел, по образованию учитель математики и физики. Он вот уже десять лет трудится менеджером в крупном ресторане, а начинал так же, как и все – официантом небольшого кафе. За его плечами опыт работы в двенадцати заведениях, победы в многочисленных профессиональных конкурсах и пятый разряд официанта.
Так что если работать с желанием и творческим подходом, то можно добиться больших успехов.
Е. ТРОФИМЕНКО.
Фото автора.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ