Среда, 8 мая, 2024

Холодный душ

Ситуацию, в которой оказались жители дома
№ 12 по ул. Тихоокеанской в областном центре, можно назвать абсурдной. Судите сами: осенью прошлого года в доме проводили капитальный ремонт системы теплоснабжения. Сменили стояки, радиаторы, но срезанные в ходе работ полотенцесушители не восстановили. В результате люди лишились такой услуги, как горячее водоснабжение в отопительный период. Ею они пользовались давно, платили за горячую воду теплоснабжающей организации. В последние годы – ООО «Сахалинская коммунальная компания» (СКК).
Руководство ЖПЭТ и департамента городского хозяйства еще в начале отопительного сезона 2006 – 2007 годов поставило в известность ООО «СКК» о незавершенном капитальном ремонте и отсутствии в доме условий для организации горячего водоснабжения. Дескать, услуги этой не будет и не следует поэтому выставлять жителям счета. Кстати, эта проблема, когда в результате капитального ремонта системы теплоснабжения люди остались без горячей воды, дала о себе знать еще в трех жилых многоквартирных зданиях.
Однако с приходом в квартиры тепла жильцам «обрезанных» домов стали приходить и платежки с суммами за горячую воду. Люди забеспокоились, начали звонить в ЖЭУ и ЖПЭТ. В ЖЭУ и ЖПЭТе им советовали вычеркивать эти суммы и не волноваться. Но в последующих квитанциях суммы шли уже с нарастанием, жильцов уведомляли о долге за ГВС. После многочисленных обращений в СКК на доме по ул. Тихоокеанской, например, появилось объявление о том, что жильцы должны обратиться в ООО с заявлениями о перерасчете, и перерасчет будет произведен только со дня подачи заявления.
Р. Казаретиной, живущей в этом доме, было не до объявлений. Долго болел и лежал в стационаре муж, потом женщина слегла сама. И она, и супруг – люди пожилые, инвалиды. Объявления СКК не видели и узнали о том, что надо обращаться за перерасчетом лично, уже весной. По заявлению Раисы Федоровны к ней пришли из тепловой инспекции, составили акт, что врезок в систему теплоснабжения в квартире нет, что жильцы пользуются дровяным и электротитаном. На том дело и закончилось. Но и спустя три месяца после визита специалистов СКК платежки за горячую воду все идут. В последних уже звучат предупреждения, что при невнесении платежей в течение шести месяцев жильцы могут быть выселены в судебном порядке. Малочисленная семья Р. Казаретиной «должна» СКК уже около двух тысяч рублей. Сумма для пенсионеров немалая. И главное – за что?
Но и те жильцы, что обратились с заявлениями сразу же, тоже, как говорится, умылись. Им по-прежнему идут счета. СКК своего слова не держит.
В южно-сахалинском жилищно-производственном эксплуатационном тресте уже исчерпали все возможности к понуждению теплоснабжающей организации соблюдать «правила предоставления коммунальных услуг», в которых четко говорится, что плата берется только за поставленную услугу. С сентября прошлого года, по словам заместителя
управляющего трестом
Л. Амроян, «написано миллион писем», но СКК их игнорирует. В своих официальных ответах жителям руководство СКК настаивает, что перерасчет за неоказанную услугу должен делать МУП ЖПЭТ за счет технического обслуживания. В департаменте городского хозяйства прокомментировали эту позицию «Сахалинской коммунальной компании» так: дескать, она считает, что налицо упущенная выгода и кто-то должен ее компании возместить.
Но почему крайними оказались жильцы?
На взгляд специалистов ЖПЭТ и департамента городского хозяйства, жильцы здесь совершенно ни при чем. Деньги, которые они уже заплатили за несуществующую услугу, им СКК должна обязательно вернуть, а потом уже судиться со ЖПЭТом или с другой организацией, которую руководство компании считает виновной в упущенной выгоде.
Но так ведь проще – выставить счет законопослушным пенсионерам.
Надо сказать, что СКК сегодня – единственная из коммунальных организаций, против которой бессильны и «правила», и контролирующие органы. Южносахалинцы помнят, как в зиму 2005 – 2006 года,
когда отопление в городе кое-где «хромало», трудно было добиться перерасче-та за некачественное тепло.
В нынешнюю зиму, когда были большие ограничения по холодной воде, в домах, оборудованных бойлерами, жильцы не получали параллельно с холодной и горячую воду. За нехватку холодной ООО «Сахалинский водоканал» с населением рассчиталось. А вот за отсутствие горячей никто не взял на себя ответственности. Эти расчеты на совести ООО «СКК» и ООО «Сахалинский водоканал».
В СКК считают, что так как отсутствие горячей воды и снижение качества услуги произошло по вине ООО «Сахалинский водоканал», то и затраты, связанные со снижением платежей населению, должны быть отнесены на счет последнего. Но ООО «Сахалинский водоканал» не компенсирует затраты коммунальной компании, что делает невозможным осуществление перерасчетов. Я практически процитировала ответ руководства СКК на запрос редакции по поводу перерасчетов. Как видим, позиция его традиционно тверда, компания не собирается возвращать ни рубля из уплаченных ей денег.
Но при чем здесь население? По всем законам, охраняющим права потребителей, да и по логике вещей СКК все же должна вернуть деньги за недопоставленную услугу – ведь платили жильцы домов с бойлерами этому предприятию, с ним у него прямые расчеты. А потом уже воевать с водоканалом. Я живу как раз в таком доме с бойлером. Полгода платила за почти несуществующую горячую воду. Действительно качественной и в полном объеме горячей водой пользовалась только со времени снятия ограничений по холодной воде и до конца отопительного сезона. Потом начались ремонтно-профилактические работы на системе теплоснабжения: горячей воды днями часто не было вовсе, вечерами шла еле теплая, не все мои домашние рисковали в ней мыться. Такая нестабильная подача горячей воды продолжалась практически до конца июля. Диспетчерам тепловых сетей звонить было бесполезно, они отвечали, что, по их данным, параметры воды на доме в норме. А как, скажите, приглашать ежедневно вечером, в нерабочее время, комиссию для составления акта? По новым правилам предоставления коммунальных услуг счет за горячую воду, температура которой ниже 50 градусов, выставляется как за холодную. Но за июнь я заплатила за услугу 100 проц., за июль СКК сняло 7 проц. Наверное, за те три-четыре дня в конце месяца, когда горячая вода была отключена вовсе. И требовать большего бесполезно.
Кто и как должен защищать качественную коммунальную услугу? В качестве первой инстанции приходит на ум прокуратура.
В прокуратуру обращались. И жильцы, и департамент городского хозяйства, и администрация города. И по поводу перерасчетов за ограничения в поставке горячей воды в домах с бойлерами, и по поводу четырех домов, в которых вообще не было зимой горячей воды. Просили принять соответствующие меры к руководителю СКК Р. Плотникову. Результатов, как видим, нет.
Жильцам ничего не остается, как обращаться за защитой своих прав в суд. Заместитель управляющего ЖПЭТом Л. Амроян просила сообщить, что юридическая служба треста готова помочь каждому желающему составить исковое заявление и подобрать все необходимые документы. Насколько мне известно, одна семья из дома № 12 по ул. Тихоокеанской уже оформила обращение в суд. Будем ждать прецедента.
Но разве это дело – заставлять население самому воевать с поставщиком услуги? Будь это единичные конфликтные случаи – еще понятно. Но проблема касается десятков, сотен семей. Причем и доказывать-то каждый случай по отдельности не надо, все уже доказано и заактировано в документах жилищно-эксплуатационных служб.
А пока вернемся к тем домам, что остались без горячей воды. Хотели сделать людям лучше, а получилось – по Черномырдину – как всегда, то есть хуже. Была услуга – и ее не стало, и тот факт, что во многих квартирах нынешней зимой было теплее, чем в предыдущие годы, никак не подсластит пилюлю, подсунутую жильцам. Кем? А вот в этом разбирается арбитражный суд.
В прошлом году городской властью было решено заменить систему теплоснабжения в десятке жилых многоквартирных домов. Как положено, объявили конкурс, поскольку на кону стояли бюджетные деньги. Выиграла конкурс мало кому известная фирма ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области» – причем на все объекты разом.
Этот подрядчик предложил самую низкую стоимость работ, а, как известно, цена – определяющий фактор для «разыгрывания» бюджетных денег. Предложение было настолько нереально низким, что это сразу вызвало у специалистов ЖКХ сомнения. Вызывали удивление и сроки исполнения работ. Договор на капитальный ремонт объектов был подписан 1 августа, и к отопительному сезону, т. е. спустя два месяца, они должны были быть готовы. Кроме всего прочего, запоздало финансирование. А подрядчик, не дожидаясь финансирования, срезал во всех домах радиаторы отопления и полотенцесушители. Реальные же работы начались почти через два месяца. ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области» заканчивал монтаж системы отопления в некоторых домах уже во время холодов. До полотенцесушителей дело не дошло. Но не потому, что нельзя было их восстанавливать в отопительный сезон, а потому, что подрядчик объявил, что отпущенные ему на ремонт деньги кончились и работы он продолжит только в случае дополнительного финансирования. Когда в департаменте городского хозяйства стали разбираться в предоставленной фирмой документации, то увидели, что подрядчик выставил в ней повышающий коэффициент 1,5, который сильно удорожил проведение работ. ООО «Центр энергосбережения» посчитал условия работы более трудоемкими, чем они представлялись ему ранее. Хотя договором, как говорят специалисты ЖКХ, ничего подобного не предусмотрено.
Департамент городского хозяйства отказался от дополнительного финансирования и обратился в арбитражный суд. Первую инстанцию он проиграл, но намерен судиться дальше.
Тоже проблема, требующая серьезного анализа. В первую очередь интересны проводимые властью конкурсы. По мнению Л. Амроян, к ходу конкурсов надо привлекать специалистов тех сфер, в интересах которых они проводятся. Эти люди реально мыслят, им нельзя навесить, грубо говоря, лапшу на уши, они видят все подводные камни будущих работ. Увы, коммунальщиков на конкурс, о котором идет речь, не приглашали. И почему победителем оказалась не известная, уже зарекомендовавшая себя строительная фирма, а этот самый «Центр энергосбережения» – им непонятно. Специалистам заранее было ясно, что объем запланированных работ не мог стоить предложенной им суммы. Так и случилось: дело оказалось брошенным на полпути.
Буквально в тот день, когда писалась эта статья, стало известно, что департамент городского хозяйства, то есть бюджет, все же взял пока на себя расходы по восстановлению полотенцесушителей, а следовательно, и горячего водоснабжения в тех домах, где они были срезаны работниками «Центра энергосбережения Сахалинской области». К новому отопительному сезону эти работы должны быть закончены. Ну а счет за них будет предъявлен «Центру энергосбережения», если суд сочтет неправым именно его.
Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.

Ситуацию, в которой оказались жители дома
№ 12 по ул. Тихоокеанской в областном центре, можно назвать абсурдной. Судите сами: осенью прошлого года в доме проводили капитальный ремонт системы теплоснабжения. Сменили стояки, радиаторы, но срезанные в ходе работ полотенцесушители не восстановили. В результате люди лишились такой услуги, как горячее водоснабжение в отопительный период. Ею они пользовались давно, платили за горячую воду теплоснабжающей организации. В последние годы – ООО «Сахалинская коммунальная компания» (СКК).
Руководство ЖПЭТ и департамента городского хозяйства еще в начале отопительного сезона 2006 – 2007 годов поставило в известность ООО «СКК» о незавершенном капитальном ремонте и отсутствии в доме условий для организации горячего водоснабжения. Дескать, услуги этой не будет и не следует поэтому выставлять жителям счета. Кстати, эта проблема, когда в результате капитального ремонта системы теплоснабжения люди остались без горячей воды, дала о себе знать еще в трех жилых многоквартирных зданиях.
Однако с приходом в квартиры тепла жильцам «обрезанных» домов стали приходить и платежки с суммами за горячую воду. Люди забеспокоились, начали звонить в ЖЭУ и ЖПЭТ. В ЖЭУ и ЖПЭТе им советовали вычеркивать эти суммы и не волноваться. Но в последующих квитанциях суммы шли уже с нарастанием, жильцов уведомляли о долге за ГВС. После многочисленных обращений в СКК на доме по ул. Тихоокеанской, например, появилось объявление о том, что жильцы должны обратиться в ООО с заявлениями о перерасчете, и перерасчет будет произведен только со дня подачи заявления.
Р. Казаретиной, живущей в этом доме, было не до объявлений. Долго болел и лежал в стационаре муж, потом женщина слегла сама. И она, и супруг – люди пожилые, инвалиды. Объявления СКК не видели и узнали о том, что надо обращаться за перерасчетом лично, уже весной. По заявлению Раисы Федоровны к ней пришли из тепловой инспекции, составили акт, что врезок в систему теплоснабжения в квартире нет, что жильцы пользуются дровяным и электротитаном. На том дело и закончилось. Но и спустя три месяца после визита специалистов СКК платежки за горячую воду все идут. В последних уже звучат предупреждения, что при невнесении платежей в течение шести месяцев жильцы могут быть выселены в судебном порядке. Малочисленная семья Р. Казаретиной «должна» СКК уже около двух тысяч рублей. Сумма для пенсионеров немалая. И главное – за что?
Но и те жильцы, что обратились с заявлениями сразу же, тоже, как говорится, умылись. Им по-прежнему идут счета. СКК своего слова не держит.
В южно-сахалинском жилищно-производственном эксплуатационном тресте уже исчерпали все возможности к понуждению теплоснабжающей организации соблюдать «правила предоставления коммунальных услуг», в которых четко говорится, что плата берется только за поставленную услугу. С сентября прошлого года, по словам заместителя
управляющего трестом
Л. Амроян, «написано миллион писем», но СКК их игнорирует. В своих официальных ответах жителям руководство СКК настаивает, что перерасчет за неоказанную услугу должен делать МУП ЖПЭТ за счет технического обслуживания. В департаменте городского хозяйства прокомментировали эту позицию «Сахалинской коммунальной компании» так: дескать, она считает, что налицо упущенная выгода и кто-то должен ее компании возместить.
Но почему крайними оказались жильцы?
На взгляд специалистов ЖПЭТ и департамента городского хозяйства, жильцы здесь совершенно ни при чем. Деньги, которые они уже заплатили за несуществующую услугу, им СКК должна обязательно вернуть, а потом уже судиться со ЖПЭТом или с другой организацией, которую руководство компании считает виновной в упущенной выгоде.
Но так ведь проще – выставить счет законопослушным пенсионерам.
Надо сказать, что СКК сегодня – единственная из коммунальных организаций, против которой бессильны и «правила», и контролирующие органы. Южносахалинцы помнят, как в зиму 2005 – 2006 года,
когда отопление в городе кое-где «хромало», трудно было добиться перерасче-та за некачественное тепло.
В нынешнюю зиму, когда были большие ограничения по холодной воде, в домах, оборудованных бойлерами, жильцы не получали параллельно с холодной и горячую воду. За нехватку холодной ООО «Сахалинский водоканал» с населением рассчиталось. А вот за отсутствие горячей никто не взял на себя ответственности. Эти расчеты на совести ООО «СКК» и ООО «Сахалинский водоканал».
В СКК считают, что так как отсутствие горячей воды и снижение качества услуги произошло по вине ООО «Сахалинский водоканал», то и затраты, связанные со снижением платежей населению, должны быть отнесены на счет последнего. Но ООО «Сахалинский водоканал» не компенсирует затраты коммунальной компании, что делает невозможным осуществление перерасчетов. Я практически процитировала ответ руководства СКК на запрос редакции по поводу перерасчетов. Как видим, позиция его традиционно тверда, компания не собирается возвращать ни рубля из уплаченных ей денег.
Но при чем здесь население? По всем законам, охраняющим права потребителей, да и по логике вещей СКК все же должна вернуть деньги за недопоставленную услугу – ведь платили жильцы домов с бойлерами этому предприятию, с ним у него прямые расчеты. А потом уже воевать с водоканалом. Я живу как раз в таком доме с бойлером. Полгода платила за почти несуществующую горячую воду. Действительно качественной и в полном объеме горячей водой пользовалась только со времени снятия ограничений по холодной воде и до конца отопительного сезона. Потом начались ремонтно-профилактические работы на системе теплоснабжения: горячей воды днями часто не было вовсе, вечерами шла еле теплая, не все мои домашние рисковали в ней мыться. Такая нестабильная подача горячей воды продолжалась практически до конца июля. Диспетчерам тепловых сетей звонить было бесполезно, они отвечали, что, по их данным, параметры воды на доме в норме. А как, скажите, приглашать ежедневно вечером, в нерабочее время, комиссию для составления акта? По новым правилам предоставления коммунальных услуг счет за горячую воду, температура которой ниже 50 градусов, выставляется как за холодную. Но за июнь я заплатила за услугу 100 проц., за июль СКК сняло 7 проц. Наверное, за те три-четыре дня в конце месяца, когда горячая вода была отключена вовсе. И требовать большего бесполезно.
Кто и как должен защищать качественную коммунальную услугу? В качестве первой инстанции приходит на ум прокуратура.
В прокуратуру обращались. И жильцы, и департамент городского хозяйства, и администрация города. И по поводу перерасчетов за ограничения в поставке горячей воды в домах с бойлерами, и по поводу четырех домов, в которых вообще не было зимой горячей воды. Просили принять соответствующие меры к руководителю СКК Р. Плотникову. Результатов, как видим, нет.
Жильцам ничего не остается, как обращаться за защитой своих прав в суд. Заместитель управляющего ЖПЭТом Л. Амроян просила сообщить, что юридическая служба треста готова помочь каждому желающему составить исковое заявление и подобрать все необходимые документы. Насколько мне известно, одна семья из дома № 12 по ул. Тихоокеанской уже оформила обращение в суд. Будем ждать прецедента.
Но разве это дело – заставлять население самому воевать с поставщиком услуги? Будь это единичные конфликтные случаи – еще понятно. Но проблема касается десятков, сотен семей. Причем и доказывать-то каждый случай по отдельности не надо, все уже доказано и заактировано в документах жилищно-эксплуатационных служб.
А пока вернемся к тем домам, что остались без горячей воды. Хотели сделать людям лучше, а получилось – по Черномырдину – как всегда, то есть хуже. Была услуга – и ее не стало, и тот факт, что во многих квартирах нынешней зимой было теплее, чем в предыдущие годы, никак не подсластит пилюлю, подсунутую жильцам. Кем? А вот в этом разбирается арбитражный суд.
В прошлом году городской властью было решено заменить систему теплоснабжения в десятке жилых многоквартирных домов. Как положено, объявили конкурс, поскольку на кону стояли бюджетные деньги. Выиграла конкурс мало кому известная фирма ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области» – причем на все объекты разом.
Этот подрядчик предложил самую низкую стоимость работ, а, как известно, цена – определяющий фактор для «разыгрывания» бюджетных денег. Предложение было настолько нереально низким, что это сразу вызвало у специалистов ЖКХ сомнения. Вызывали удивление и сроки исполнения работ. Договор на капитальный ремонт объектов был подписан 1 августа, и к отопительному сезону, т. е. спустя два месяца, они должны были быть готовы. Кроме всего прочего, запоздало финансирование. А подрядчик, не дожидаясь финансирования, срезал во всех домах радиаторы отопления и полотенцесушители. Реальные же работы начались почти через два месяца. ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области» заканчивал монтаж системы отопления в некоторых домах уже во время холодов. До полотенцесушителей дело не дошло. Но не потому, что нельзя было их восстанавливать в отопительный сезон, а потому, что подрядчик объявил, что отпущенные ему на ремонт деньги кончились и работы он продолжит только в случае дополнительного финансирования. Когда в департаменте городского хозяйства стали разбираться в предоставленной фирмой документации, то увидели, что подрядчик выставил в ней повышающий коэффициент 1,5, который сильно удорожил проведение работ. ООО «Центр энергосбережения» посчитал условия работы более трудоемкими, чем они представлялись ему ранее. Хотя договором, как говорят специалисты ЖКХ, ничего подобного не предусмотрено.
Департамент городского хозяйства отказался от дополнительного финансирования и обратился в арбитражный суд. Первую инстанцию он проиграл, но намерен судиться дальше.
Тоже проблема, требующая серьезного анализа. В первую очередь интересны проводимые властью конкурсы. По мнению Л. Амроян, к ходу конкурсов надо привлекать специалистов тех сфер, в интересах которых они проводятся. Эти люди реально мыслят, им нельзя навесить, грубо говоря, лапшу на уши, они видят все подводные камни будущих работ. Увы, коммунальщиков на конкурс, о котором идет речь, не приглашали. И почему победителем оказалась не известная, уже зарекомендовавшая себя строительная фирма, а этот самый «Центр энергосбережения» – им непонятно. Специалистам заранее было ясно, что объем запланированных работ не мог стоить предложенной им суммы. Так и случилось: дело оказалось брошенным на полпути.
Буквально в тот день, когда писалась эта статья, стало известно, что департамент городского хозяйства, то есть бюджет, все же взял пока на себя расходы по восстановлению полотенцесушителей, а следовательно, и горячего водоснабжения в тех домах, где они были срезаны работниками «Центра энергосбережения Сахалинской области». К новому отопительному сезону эти работы должны быть закончены. Ну а счет за них будет предъявлен «Центру энергосбережения», если суд сочтет неправым именно его.
Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ